Одиночество – сволочь (Механизм разрушения отношений между людьми)

Одиночество – сволочь (Механизм разрушения отношений между людьми)
Текст:
Печать

Тема отношений онлайн между молодыми людьми как болезнь и бич современности, поднятая недавно в сети Ангелиной Юрьевной Потеряйко, всколыхнула интернет и нашла живой отклик.

«Убитое время, разбитые сердца, суррогат любви. Ни пару найти не могут, ни жениться. Какая тут демография! Сидят по домам, настрачивают друг другу и картинки шлют», – сокрушается автор. И ведь есть чему сокрушаться.

Но в самих ли онлайн-технологиях, ограждающих людей друг от друга, дело? Ведь боязнь живого контакта, на которой спекулируют цифровые технологии, есть всего лишь благодатная почва для того, чтобы прибегнуть к ним. Но сама эта боязнь должна быть чем-то порождена. В чём первопричина?

Далее разговор неминуемо выходит на уровень масштабных вопросов, - создание и распад семьи, любовь. «И чья вина, что ты один и жизнь одна, и так скучна?»  Вопрос: «Кто виноват и в чем секрет?» так и просится оторваться от индивидуальной психологии и достигнуть уровня планетарно-общественного.

Но начинается он все же с  уровня межличностных отношений. Что-то есть в самом человеке, что определяет его способность и к поиску спутника, и к сохранению и развитию отношений. И это что-то не только в нём одном, оно во всех. Что же это такое и как оно связано с обществом и его устройством?

Подсказку дают часто встречающиеся заявления людей, ищущих пару. «Хочу найти адекватного человека», - такое можно услышать сплошь и рядом.

Хочется спросить: «Адекватного чему? Вашим или его хотелкам? А может быть жизнь не его и не ваша обособлено-личная? Она как бы вне вас и была до вас и, видимо, будет после. Она как бы сама по себе, - существует объективно. Может быть, по ней нужно мерить свою адекватность?» Но насколько способен на это человек и от чего это зависит?

Думается, эта способность или неспособность соотносить себя с объективной реальностью и есть тот секрет, который определяет, что у одних «и горя нет и счастья нет», а у других, что счастье все же есть.

Мы говорим о способности к осмыслению реальности такой, как она есть во всей своей изменчивости и конкретности, а не к осмыслению её в виде своих неизменно застывших в сознании картинок-представлений. Это способность и интерес воспринимать новое, другое так как оно есть, но не так как кажется очевидым самому.

Как формируется у людей такая способность и как она убивается, описана лучшими мыслителями Ильенковской школы в советское время. 

В ее основе представления об изменчивости и противоречивости мира. Всё в движении и двойственности в моменте этого движения. В каждом моменте всё то, но уже и не то. Поэтому и мысль человека должна охватывать именно это конкретное как: то и не то, старое и новое, своё и не своё.

Это и есть воспитание ума, и этим должно заниматься всё общество: ученые, публицисты, школа, семья, друзья. Какие образовательные тенденции распространены в обществе, такая и «адекватность» людей. А эти образовательные тенденции существуют не сами по себе, они порождаются интересами больших социальных групп, классов.

Паразитическим классам манипулировать поведением масс гораздо легче, когда сознание заштамповано в виде застывших картинок-представлений, а не тогда, когда человек сомневается и задает вопросы.

Поэтому имя Ильенкова всплывает редко, зато чуть ли не кумирами в вопросах интеллекта сегодня являются «мозгокопатели», типа Татьяны Черниговской или профессора Сергея Савельева.

Что, к примеру, говорит в одном из своих роликов Татьяна Черниговская. Она с изумлением восклицает о том, что не может же одновременно элементарная частица находиться и не находиться в одном месте!

Можно только удивляться: неужели она ничего не слышала еще со студенческих времен об апориях Зенона? Например, об апории «О летящей стреле». Слышала наверняка, но, каков метод, таков и ответ. Так называемая «современная наука», похоже, так и не может разрешить эту задачу: почему стрела в каждый момент времени вроде как в определённом месте, но всё же движется? 

Без признания факта противоречия как состояния любого объекта действительности задачу не решить!

Несть числа теориям об интеллекте, его врождённости или иной предопределённости, да, и вообще малопонятности и полохообъяснимости. То гены заложены, то «создатель» постарался. А то и сам интеллект существует у кого угодно: от муравьёв до ворон. Высокому званию «человек» (единственному существу потенциально способному воспринимать противоречие) там так легко затеряться.

Как продолжение теории врождённости интеллекта вновь раскручивается профессором Савельевым старая песня о способностях, – «всё дело в структуре мозга».

Всё это уводит в сторону: подальше от диалектики и поближе к догматизму.

Понятное дело, вспомни Ильенкова, так придется вспомнить и Маркса, и признать универсальность человека и возможность широкого развития его потенциалов именно в обществе органичном, без эксплуатации человека человеком.

Зачем же это тем, кто деньги платит и хочет каждого «сверчка рассадить на свой шесток». Ведь идеал для них общество западное, механистичное, атомизированное и неорганичное.

Но, вернёмся непосредственно к вопросу одиночества, а точнее к механизмам к нему ведущим. Здесь как в капле воды отражаются последствия указанных тенденций в становлении сознания и способа мышления у людей.

 Представим себе человека, плохо способного воспринимать то, что не соответствует его картинкам мира. Эти люди часто считают себя абсолютно правыми и уверены, что им «все понятно». И таких немало.

Противоположная точка зрения будет восприниматься ими с раздражением, как упрямство или глупость собеседника. Свою позицию они будут продавливать тем или иным способом, пока жизнь жёстко не даст им сдачи. А получив её, они будут подбирать какие угодно аргументы, чтобы доказать (себе прежде всего), что не правы другие, но не они. Соответственно, любая инаковость несет для них угрозу, вызывает раздражение и страх.

Естественно, при этом отгородиться от живого общения экраном гаджета, но даже, если знакомство состоялось, и даже, если союз заключен, битва полов продолжается и в браке. Далее статистику вы знаете, - 70% разводов. Хотя, многие браки и здесь тоже сохраняются по жизни в режиме этой вечной битвы.

Не будучи способным осознать ситуацию в её многообразии, конкретности и противоречивости, противоположное или иное мнение для такого человека  становится катастрофой или нечто подобным. Оно вызывает панику или тревожность.

Такой человек не способен разрешать противоречия, он, если и настроен, то  только на компромисс. Это в лучшем случае. А так, будет гнуть свое до бесконечности тем или иным способом, а иную позицию просто игнорировать или опровергать, подбирая любые не относящиеся к делу аргументы.

Другим (оборотным) вариантом, но всё того же заштампованного  недиалектического мировосприятия является позиция «всё в мире относительно». Часто она приводит к реакциям: «нет ничего закономерного», «вообще мало что известно и мало что понятно».

Сталкиваясь всякий раз с любой жизненной ситуацией, всегда новой и всегда противоречивой, такие люди для её разрешения пытаются применить свои заготовки по интуиции или методом перебора. Соответственно, попал/не попал с вероятностью 50х50 – «и равен счет удач и бед».

Не осознавая изменчивости жизни, закономерностей её развития, такому человеку, вполне вероятно, трудно будет определять и перспективные цели в построении отношений. Жизнь предстаёт как вечное сохранение устоев, она однообразна. В итоге «и жизнь длина и так скучна, а ты всё ждешь, когда когда-нибудь умрешь. И меркнет свет, и мокнут звуки, и новой муки ищут руки, и, если боль твоя стихает, значит будет новая беда». То есть, - наломал дров, погоревал маленько и дальше в том же духе.

Можно, конечно, спросить, вы не устали уставать в этом колесе сансары? Но нет, они не устанут, потому что по-другому просто не умеют. 

Представьте, какие психологические нагрузки испытывают эти люди. Их всё время преследует страх: страх получить какой-нибудь удар от непонятного или, ещё хуже, предельно ясного (а, как говорилось в известном фильме, предельная ясность есть форма полного тумана) мира. Страх вновь оказаться виноватым. Страх оказаться отвергнутым или опровергнутым и т.д. Вообще страх перед будущим.

Какая благодатная почва для всяческой неадекватности. Так что, как в песне поётся: «Он то плакал, то смеялся, то щетинился как ёрш…» - это не только про сумасшедших.

А как таким людям относиться к отношениям с близкими без понимания конкретики ситуации? Что они будут делать, живя со своими представлениями и эмоциями, а не с реальными людьми? Они станут отгораживаться  разговорами о каких-либо далёких историях, конкретику которых нельзя «пощупать», а можно только наложить свои «резолюции» на обрывочные или очень приблизительные сведения о той ситуации.

По сути, реальные отношения с близкими им мало интересны. Ведь нужно напрячься и нужно уметь, чтобы разобраться в конкретике отношений. Гораздо проще молниеносно раздавать свои оценки и указания кто и что должен сделать.

Несложно представить, как будут реагировать окружающие на непрошенные указания. А также, мягко скажем, на характеристики в свой адрес о том, какие они «неправильные». Альтернативно одарённые же будут вечно не понимать, почему с ними не хотят общаться.

Я, разумеется, привёл собирательный образ. Его можно дополнять. Проявления могут быть разными, но сам механизм всегда одинаков – несформированность способности к диалектическому мышлению ведёт к распаду отношений.

А как с этим в масштабах общества? Кто и как формирует сознание? Вот, именно как (!) формируют? Тут хотелось бы затронуть несколько моментов.

Часто, например, говорят о дебилизации общества и, демонстрируя это,  приводят ситуации, когда люди не могут назвать какие-либо исторические или «общеизвестные» факты. Так вот это означает, что вас либо обманывают, либо журналисты сами не понимают о чём спрашивают. Поскольку развитие ума – это развитие умения понимать происходящее, а не способности  запоминать информацию. Это первое.

Второе, - модная формула: «Надо формировать критическое мышление!» В тени этого лозунга теряется признание необходимости формирования именно диалектического мышления, для которого сомнение (а не просто критика-отрицание) является само собой разумеющимся. 

Третий момент. Он в необходимости формирования именно материалистического диалектического мышления ориентированного на практику и деятельность людей. А не уход в идеалистические (хоть и диалектические) гегелевские облака абстрактных теоретических построений.

И наконец, четвёртый – необходимо формирование мышления именно как практики, а не догматического заучивания формулировок законов диалектики.

Представляется, что только так можно победить одиночество-сволочь, да и прочую сволочь тоже. А она будет всячески противиться и выдумывать различные ложные пути.

Вот и подумайте, виноваты ли здесь гаджеты и что делать? Ломать «станки» или античеловеческие общественные отношения?

Сделаем вывод. - Необходим переход к органичному и солидарному обществу кибернетического социализма и развороту системы образования на развитие диалектического мышления на основе наследия Эвальда Васильевича Ильенкова. Школа должна учить мыслить[1].

 

[1] Ильенков Э. В.  Школа должна учить мыслить. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002.—112 с.

 


3 комментария
  1. А

    Агафонов

    16:39 08.03.2025
    Вроде бы и статья разумная, и возразить нечего. Но вопрос остаётся: семьи образуются на основе рациональных рассуждений или всё-таки чувств?
    К примеру, животные про диалектику ничего не скажут возлюбленным, однако с плодовитостью у них в нормальных условиях бытия проблем особых нет.
    Вывод: всерьёз, уже точно на рациональном уровне, заняться поиском вариантов конструктива общественных отношений, где было место, время и прочие возможности живым людям взаимодействовать с живыми людьми, а не только со светлыми образами стикеров, смайликов и пр. достижений закономерно (это я про диалектику) вымирающей цивилизации.
    1. Геннадий Дементьев

      21:47 10.03.2025
      Семьи образуются на основе всего. Одно от другого неотделимо в самой психике человека.
  2. Сергей Макиенко

    16:26 18.02.2025
    Геннадий прав в том, что онлайн-общение часто становится заменой реального общения. При этом онлайн-платформы не заменяют живого общения и эмоциональной близости, но могут быть инструментом для поиска партнёра.

    Верно подмечено, что проблемы одиночества и разобщённости связаны с общественными отношениями. Атомизация общества, культ эгоизма и потребительства действительно затрудняют построение глубоких и долгосрочных отношений. Ныне мы наблюдаем внедрённую паразитарную систему общественных отношений, основанную на главенстве биологических ценностей и удовлетворении лимбических инстинктов.

    Способность воспринимать мир в его противоречивости и изменчивости действительно помогает людям лучше понимать друг друга и находить компромиссы. Однако формирование такого мышления требует не только образования, но и определённой культуры, воспитания, системы ценностей, которые поощряют критическое и творческое мышление.

    Предложение формировать диалектического мышление через деятельность звучит разумно, но только в составе целостного подхода, в котором происходит постоянный диалог/апробация теории и практики. Однако для этого необходимо изменить не только систему воспитания и образовательные программы, но и общественные отношения, чтобы создать условия для развития человеческого потенциала.

    Кроме этого уточним, что технологии сами по себе не являются злом — проблема в том, как мы их используем. Борьба с одиночеством и разобщённостью требует не только изменения индивидуального мышления, но и трансформации общественных отношений, чтобы создать условия для развития гармоничных и глубоких связей между людьми.

    Таким образом, всё упирается в общественные отношения, которые формируются как властью, так и населением. Но сегодня власть и население деструктивны, более тяготеют к деградации. Отсюда возникает реальный вопрос - кто будет работать над проблемой, задавать тренды и вытаскивать общество из трясины самоуничтожения?
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
или

Войдите с помощью соцсетей: