После Октябрьской революции 1917 года в СССР начались процессы преобразований в общественных отношениях. Сталин, как лидер Советского Союза в период с 1920-х по 1950-е годы, провел ряд реформ и инициатив, направленных на построение социализма (упрощённого варианта солидарного общества) и борьбу с паразитарной*** системой общественных отношений. Эти преобразования затронули все сферы жизни, включая экономику, политику, культуру, идеологию, образование, здравоохранение.
1. Экономическая политика и борьба с паразитизмом*.
1.1. Индустриализация.
Сталин инициировал масштабную программу индустриализации, направленную на быстрое развитие промышленности и превращение СССР в современную, мощную державу. Сталинская политика индустриализации была направлена на ликвидацию экономической отсталости СССР. Пятилетние планы (с 1928 года) были направлены на ускоренную индустриализацию страны, что требовало централизации ресурсов и управления. Основная часть промышленности была переведена в государственную и коллективную собственность.
Целью было создать прочную экономическую основу для солидарного общества, где каждый человек имеет возможность трудиться и получать справедливую долю от общего труда. В этом контексте паразитами считались те, кто мешал развитию промышленности, например, саботажники или вредители.
1.2. Коллективизация сельского хозяйства и раскулачивание.
Сталин провел коллективизацию, переведя частное сельское хозяйство в коллективные формы собственности (колхозы и совхозы). Они представляли собой сельскохозяйственные предприятия, в которых земля, инвентарь и скот находились в коллективной собственности.
Кулаки (зажиточные крестьяне) рассматривались как паразиты, эксплуатирующие бедных крестьян. Их имущество конфисковывалось, а сами они высылались в отдаленные регионы СССР.
Цель состояла в том, чтобы прекратить эксплуатацию крестьянства кулаками, которые владели большей частью земли и средств производства, консолидировать ресурсы/технологии в коллективной собственности и повысить эффективность труда, искоренить паразитарные отношения и создать более справедливую систему общественных отношений.
1.3. Кооперативные формы труда и собственности.
Сталин уделял пристальное внимание развитию кооперативных форм трудовой деятельности (артели, промыслы, кооперативы, кустари и т.п.), которые являлись добровольными объединениями людей для солидарного труда и распределения доходов. Сталин считал, что коллективное хозяйствование способствует воспитанию у граждан коммунистической сознательности и трудовой дисциплины.
В рамках кооперативного сектора СССР функционировало сотни конструкторских бюро, 22 экспериментальные лаборатории и 2 научно-исследовательских института. Эти организации занимались разработкой новых технологий, изобретениями и инновациями, внося значительный вклад в развитие промышленности и науки в стране.
На момент смерти Сталина (1953) в СССР существовала развитая система организаций с коллективной формой собственности и труда. Всего насчитывалось более 114 тысяч таких организаций, на которых работало около 2 миллионов человек. Этот сектор экономики производил почти 6% валовой продукции промышленности СССР и был особенно силен в производстве мебели (40%), металлической посуды (70%), трикотажа (более трети), детских игрушек (почти все).
Запрещенные Хрущевым в 1956 году кооперативные и коллективные формы общественного труда играли важную роль не только в развитии экономики и социальной жизни, но и в борьбе с паразитарным мышлением. Они способствовали не только коллективизации и индустриализации страны, но также были жизненной школой, в которой воспитывалось солидарное мышление и отношения трудящихся.
2. Борьба с паразитами в политике и обществе.
Сталин проводил политику, направленную на искоренение реальных паразитов, но это затронуло и мнимых врагов советского строя. При этом "троцкисты", "зиновьевцы", "бухаринцы", саботажники, вырожденцы, вредители, являлись настоящими паразитами (врагами народа), наносящими вред советской власти и народу.
Сталин критиковал формализм и бюрократизм, боролся с коррупцией в партийном и государственном аппарате, прочими формами паразитизма среди элит и госуправления. Однако после ВОВ бюрократия и идеология паразитизма укрепились, т.к. партийный аппарат стал основным инструментом управления и в то же время лишился наиболее передовой своей части (погибли на фронтах).
3. Борьба с паразитами в культуре и идеологии.
Сталин инициировал культурную революцию, направленную на создание новой, солидарной культуры, которая бы отражала ценности и идеалы солидарного общества. Он поощрял развитие искусств, науки и литературы, которые способствовали укреплению советской идентичности и идеологии. Сталин поддерживал борьбу с паразитарным мышлением и ценностями, буржуазными пережитками в культуре, науке и искусстве.
Религиозные институты и духовенство рассматривались как паразитарные элементы, эксплуатирующие и способствующие эксплуатации народа. Но основные усилия власти были направлены против религиозных предрассудков.
"Мы ведём пропаганду и будем вести пропаганду против религиозных предрассудков. Законодательство нашей страны таково, что каждый гражданин имеет право исповедовать любую религию. Это дело совести каждого. Именно поэтому и провели мы отделение церкви от государства. Но, проведя отделение церкви от государства и провозгласив свободу вероисповедания, мы вместе с тем сохранили за каждым гражданином право бороться путём убеждения, путём пропаганды и агитации против той или иной религии, против всякой религии. Партия не может быть нейтральна в отношении религии, и она ведёт антирелигиозную пропаганду против всех и всяких религиозных предрассудков, потому что она стоит за науку, а религиозные предрассудки идут против науки, ибо всякая религия есть нечто противоположное науке". И. Сталин «Беседа с первой американской рабочей делегацией 9 сентября 1937 г.» т.10 стр.132
4. Развитие образования и здравоохранения.
Развитие образования и здравоохранения при Иосифе Сталине стало важной частью социальной политики СССР. Эти сферы рассматривались как ключевые для построения социалистического общества, повышения культурного уровня населения и создания квалифицированной рабочей силы для индустриализации.
Образование.
- В 1930 году была введена обязательная бесплатная семилетняя школа для всех детей.
- В 1932 году был принят закон об обязательном среднем образовании, что способствовало росту числа выпускников средних школ.
- В 1930-1940 годах была проведена масштабная кампания по созданию новых вузов и расширению существующих. Количество студентов выросло с 110 тысяч в 1930 году до 1 миллиона в 1940 году.
- К 1940 году грамотность населения выросла до 94%.
- Сталин уделял особое внимание техническому образованию и созданию новых инженерных специальностей.
Здравоохранение.
- В 1930-1940 годах была проведена масштабная кампания по строительству новых больниц, поликлиник и санаториев. Количество больничных коек выросло с 120 тысяч в 1930 году до 700 тысяч в 1940 году.
- В 1933 году была введена бесплатная медицинская помощь для всех граждан.
- В 1936 году была принята новая Конституция СССР, гарантирующая право на охрану здоровья.
- Сталин уделял особое внимание профилактике заболеваний и созданию системы здравоохранения, направленной на предупреждение болезней.
- В 1930-1940 годах была проведена масштабная кампания по борьбе с инфекционными заболеваниями, что привело к значительному снижению смертности от этих болезней.
Были созданы новые школы, университеты и научные институты, а также расширены программы здравоохранения, чтобы гарантировать каждому гражданину доступ к качественному образованию и медицинской помощи.
Неграмотность и невежество рассматривались как форма принуждения к социальному паразитизму, поскольку она ограничивала участие населения в строительстве новой системы общественных отношений. Кампания по ликвидации неграмотности (ликбез) была направлена на вовлечение всех граждан в общественную и экономическую жизнь.
Образовательные программы были очищены от буржуазных и религиозных элементов, т.к. воспитывали паразитарное мышление, поддерживали старые эксплуататорские предрассудки и отношения. В школах и вузах внедрялись марксистско-ленинские идеи, которые должны были заменить паразитарную идеологию.
В системе здравоохранения уделялось внимание борьбе с нездоровым образом жизни и другими социальными пороками, которые считались паразитическими** явлениями, пережитком буржуазного мышления и отношений. Санитарное просвещение и диспансеризация, профилактика заболеваний стали важными инструментами борьбы с социальными болезнями. Улучшение условий труда способствовало ликвидации паразитарных условий и эксплуатации.
Развитие образования и здравоохранения при Сталине, кроме основных своих задач, было направлено на трансформацию общества, которая предполагала искоренение паразитических или эксплуататорских оснований и явлений. Образование и здравоохранение при Сталине способствовали формированию солидарного человека — сознательного, здорового и трудолюбивого строителя социализма, свободного от паразитических привычек, мышления, отношений.
Заключение.
Сталинская эпоха оставила глубокий след в истории СССР. С одной стороны, были достигнуты значительные успехи в индустриализации, коллективизации, образовании и здравоохранении, что позволило СССР стать одной из ведущих мировых держав. С другой стороны, эти достижения были оплачены высокой ценой: перегибами и потерями, ограничением свобод и жестким идеологическим контролем.
Развитие солидарного общества, основанного на коллективном труде и справедливом распределении ресурсов, оставалось идеалом, к которому стремился Сталин. Однако реализация этого идеала на практике была сопряжена с многочисленными трудностями и противоречиями, которые продолжали влиять на развитие СССР и после смерти Сталина.
Сталинская борьба с паразитами и паразитарной системой была частью его идеологии построения социалистического (упрощённого солидарного общества) общества. ВОВ унесла огромное количество людей, которые обладали квалификацией и новым (солидарным) мышлением, были сторонниками солидарных ценностей и отношений. К концу 40х годов в СССР возникла потребность в разработке новой социоэкономической теории/стратегии, которая соответствовала бы новым условиям и перспективам. Но либо не было кадров, либо они не были привлечены к выполнению задачи, но до смерти Сталина теория так и не была разработана, а позже "забыта".
На протяжении всей истории СССР сторонники паразитарного мышления извращали идею солидарного общества, дискредитировали её и превращали в инструмент террора, бюрократизации, подавления инакомыслия, негативного отбора, укрепления власти паразитарной номенклатуры и элит. Многие реформы и инициативы были проведены с использованием жестких методов, что привело к значительным жертвам и нарушениям прав человека.
В целом, преобразования Сталина создали более (чем ранее и позже) справедливую и солидарную систему общественных отношений, в которой большинство людей имели возможность трудиться и получать справедливую долю от общего труда, жить свободно и успешно.
*Паразитизм — (от др.-греч. παράσιτος — «нахлебник») — это форма антагонистических отношений между субъектами (индивидами, группами, классами или системами), при которой паразит получает выгоду за счет другого, не предоставляя ему ничего взамен или нанося ему вред. Паразитизм может проявляться в различных сферах: биологической, социальной, экономической, политической и культурной. В контексте общественных отношений он часто связан с эксплуатацией, неравенством и несправедливостью. Борьба с паразитизмом была одной из ключевых задач советской власти, направленной на создание справедливого и солидарного общества.
**Паразитические — то, что характеризуется свойствами или признаками паразита.
***Паразитарные — то, что связано с паразитами или паразитированием.