Роль парадигм и концепций в развитии общества

Роль парадигм и концепций в развитии общества
Текст:
Печать

Для лучшего понимания социальных явлений необходимо иметь ясное представление о манифестации, развёртывании, развитии, эволюции картины мира и отношений человека. За отправную точку в рассуждениях возьмём постулат, что источниками коренных изменений в обществе, смен идей/концепций/парадигм является обострение противоречий в общественных отношениях. 

Понятие «парадигма» (от греч. Παρά, para — сверх, над, через, около; δειγμα, deigma — проявление, манифестация) - «то, что предопределяет характер проявления, манифестации, оставаясь вне проявления», в греческой традиции понимается как некий трансцендентный (находящийся вне пределов чувственного восприятия), целостный образ, который конструирует, оформляет, предопределяет проявляемые эйдосы (идеи), затем связи, явления, отношения. Кроме того, парадигма представляет собой одновременно некую сверхидею, прообраз, матрицу и совокупность идей, воедино связывающую всё проявленное. Основание, на котором демиург создает весь чувственный космос — «разворачивание парадигмы (разума) в ум (демиургическое начало), душу (идеальный мир) и тело (чувственный мир) космоса».

Парадигма лежит в основе убеждений, представлений и ценностей, которые определяют способы мышления и действий в обществе. Они могут влиять на то, как общество определяет и понимает проблемы, анализирует ситуацию, формулирует цели и разрабатывает стратегии для их решения. Каждая парадигма проявляет/образует совокупность идей (рождение, застой, революция), которые задают соответствующие бесструктурные системы управления и отношений, знаки/понятия, социальные инстинкты. И далее, в свою очередь, из бесструктурных систем оформляют структурные: идеологии, религии, философии, законы, концепции, убеждения, мировоззрения, ценности, мораль. 

На уровне парадигм нет противоречий. Более высокие уровни имеют более сопричастные, целостные, протяжённые, разнообразные, длительные связи и воздействия и оказывают доминирующее влияние, управляют теми, что ниже. Т.е. непроявленное и бесструктурное управляет проявленным (актуальным) и структурным. Парадигмы и концепции играют важную роль в общественном развитии, поскольку определяют подходы и стратегии, принимаемые обществом, правительствами и другими заинтересованными сторонами в решении социальных, экономических и культурных проблем. 

 Понятие «концепция» (от лат. conceptio - префикс con- означает полноту действия, capere– взять, хватать, поймать - схватывание, совокупность, системность, зачатие) представляет собой единую ведущую совокупность/систему идей и замыслов, которые определяют основные принципы, условия, направления развития чего-либо и проявление целостности. Она включает в себя систему взглядов, связей и понятий, которые служат основой для понимания, трактовки и реализации явлений, событий, процессов. Концепции являются системами идей и понятий, предлагающих специфическую модель или подход к анализу и решению проблем. Например, концепция солидарного развития предлагает объединение людей в народную общность, взаимопомощь, взаимодействие, взаимоподдержку друг другу в достижении общих целей на основе общих принципов, ценностей и возможностей.  

 Все люди вовлечены в проявления идей/концепций, переживают, участвуют в ткущихся процессах и явлениях, но, как правило, даже не осознают ни причинно-следственных связей, ни подоплёки, ни содержания изменений. И это не удивительно, т.к. явления и процессы часто не связаны формальными, очевидными связями и структурами. Они находятся в общем потоке взаимосвязанных событий/явлений, которые проявляются из сформированных этими концепциями социальных инстинктов, смыслов, ценностей, провокаторов и инициаторов (коды, сигналы, знаки, образы, программы). При этом, любая власть (истеблишмент) является лишь проявлением идей и воли создателей концепций, доминаторов управления. Реализация же власти осуществляется адептами концепций и населением.

И т.к. абсолютное большинство населения обладает низким уровнем внимания и мышления, не осознаёт текущих реалий (явлений, связей, процессов, концепций, парадигм), то понимание прихода новых парадигм наступает не в результате размышлений и рациональной работы, но постфактум, подобно переключению гештальта.  

Любое усложнение системы и управления требует нелинейного увеличения затрат энергии, ресурсов и времени, приводит к утечкам и образованию открытых каналов, неуправляемым флуктуациям, череды каскадов и бифуркаций. Т.е. развал и преобразование концепций, систем и догматов неизбежен. И вот здесь серьёзную роль играют альтернативные системы, в основе которых лежит более сильная и развитая концепция/идея, её проработка, программы и модели, качество и "критическая масса" проводников.

Контуры и содержание будущего создают концепции/идеи, которые направляют текущие процессы, служат основой нового миропонимания и мировоззрения. В основе здоровой концепции/идеи лежат позитивные, перспективные, конкретные проекты, которые опираются преимущественно на собственные ресурсы и интересы, методологию, нравственно-интеллектуальные факторы и здравый смысл.

Сегодня в мире парадигмы, концепции, конструкции, правила, схемы старой формации модифицируются, настраиваются под систему глобального перераспределения и управления. Завершается переходный этап от колониальной политики потребительской экспансии к информационному, технологическому, ресурсному и тотальному доминированию транснациональных элитарных групп. В настоящее время определяется, по какому направлению строится наше будущее, по какой концепции мы будем жить.

Поэтому важнейшей задачей является разработка суверенной концепции в интересах народа. Нам необходима концепция нашего будущего общества, а уже от её образа, принципов и целей будет проводится работа над проектами прикладных социально-экономических моделей/направлений, которые послужат хребтом и ориентиром для построения будущего нашей страны. Поэтому именно нам (народу) требуется создать и определить именно нашу народную парадигму/концепцию/идею, обозначить наши русско-советские ценности, поставить ближайшие и перспективные масштабные цели, которые будут не только ориентиром в преодолении системного кризиса, но и локомотивом потащат за собой общество из пропасти. 

Нам необходимо осознанно и расчётливо определиться, как и каким образом возможно развиваться нашему обществу, чтобы обеспечить реальные возможности реализации и развития каждого человека, гарантии достойной жизни. Но для этого надо начинать с консолидации наших действий, соучастия в проекте, формирования народной общности.

По объективным показателям наиболее перспективной является концепция нравственно-интеллектуальной эгалитарной эко-социалистической (эко-солидарной) общественной системы, в которой будут созданы условия и возможности для развития и реализации каждого человека, гарантии достойной жизни и будущего. 

«Во всех ситуациях выживает тот, кто знает зачем ему надо выжить, для чего, у кого есть цель, кто заботится о других, а не спасает свою шкуру. Цель меняет человека. Масштаб цели определят масштаб человека» Р.М. Грановская

14 комментариев
  1. А

    Агафонов

    14:46 01.09.2023
    Думаю, что на фоне понятия "системное управление" употребление представления о целесообразности рассуждений о бесструктурности этого самого управления представляет собой дело избыточное. А потому ему судьба - быть обрезанным бритвой Оккама.

    Что касается обывательских мечтаний. Пока они такие, какие им внедрили враги, светлое будущее заказано. И побороть силу врагов можно только объявив Мечту, достойную человека во всём его природном достоинстве.
    И потому, при проектировании будущего, вопросу однозначного формулирования Мечты следует уделять внимание как критерию оценки качества рассуждений в целом.
  2. А

    Агафонов

    14:43 31.08.2023
    Частное замечание. Оно касается понятия "бесструктурное управление".
    Считаю его крайне неудачным по причине того, что всякое управление структурно.
    Понятие ввёл В.М. Зазнобин более тридцати лет тому назад в доктрине "Мёртвая вода". Оно ему понадобилось для представления видов влияния на общественные отношения из-за пределов иерархических обществ. Такие влияния весьма эффективны в долговременной перспективе. Проводят же их элементы, не имеющие между собой формальной связи.
    Считаю более удачным понятие "системное управление". Для В.М. Зазнобина понятие "системное управление" было неприемлемо, поскольку оно никаким боком не вписывалось в составленную им "Достаточно общую теорию управления" (ДОТУ).

    Есть ещё один момент, который, думаю, был бы уместен для статьи такого высокого уровня.
    Речь веду о важном дополнении к иерархии обобщённого оружия. У Зазнобина верхом управленческой мысли была принята "концепция целей", концептуальное управление, концептуальная власть. П-к Девятов поставил над концепцией Мечту, и, соответственно. её образ. К примеру, на рубеже XIX - XX столетий Мечта была обозначена одним словом - Социализм (Коммунизм), а её, мечты, образ - Серп и Молот. Для того, чтобы стать приверженцем социализма совсем не обязательно было читать Маркса и т.д. Достаточно было быть согласным с двумя-тремя принципиальными положениями его теории, даже не вникая в суть каких-то доказательств обоснованности их.
    Рассуждения о концепции, точно также как когда-то марксизм, представляют интерес в пределе до 20% народной среды, в то время как для 75% во сто крат важнее обладать Мечтой и зримым её образом.
    Потому считаю важным, наконец-то, выставить для всеобщего обозрения и сравнения имеющиеся варианты Мечты и образа её.
    1. Сергей Макиенко

      11:51 01.09.2023
      Пардон за задержку с ответом. Благодарю за вопрос.

      Не всякое управление структурно. ДОТУ кривая и тупиковая.

      Бесструктурное управление – это подход к управлению, основанному на отсутствии жестких структур и схем, проявлении заложенных принципов, условий, целей. В рамках бесструктурного управления поддерживается децентрализация, делегирование полномочий, создания условий для саморегуляции процессов. Основной упор делается на многофакторность, длительность и протяжённость процессов, гибкость и адаптивность.

      Настоящее системное управление подразумевает многофакторное и многоуровневое проявление процессов, синтез стратегии и тактики, синергетическое принятие решений, поэтапное распределение ресурсов, солидарную жизнедеятельность, контроль, анализ, принятие мер по оптимизации и улучшению работы системы.

      Мечта в обывательских головах ныне сводится к удовлетворению лимбических интересов и удовольствий, т.е. она предельно примитивная и близорукая.
      1. А

        Агафонов

        14:47 01.09.2023
        Думаю, что на фоне понятия "системное управление" употребление представления о целесообразности рассуждений о бесструктурности этого самого управления представляет собой дело избыточное. А потому ему судьба - быть обрезанным бритвой Оккама.

        Что касается обывательских мечтаний. Пока они такие, какие им внедрили враги, светлое будущее заказано. И побороть силу врагов можно только объявив Мечту, достойную человека во всём его природном достоинстве.
        И потому, при проектировании будущего, вопросу однозначного формулирования Мечты следует уделять внимание как критерию оценки качества рассуждений в целом.
        1. Сергей Макиенко

          15:57 02.09.2023
          Настоящее системное управление - это сочетание структурного и бесструктурного управления. Сочетание структурного и бесструктурного управления позволяет достичь баланса, разумной управляемости, оптимального контроля и результатов.

          Структурное управление предполагает использование формальных правил, процедур и иерархической структуры для координации деятельности участников. Это позволяет установить чёткие границы и направления работы, установить ответственность и точно определить роли и обязанности каждого сотрудника. Однако структурное управление имеет свои ограничения: оно часто слишком жесткое и ограничивает потенциал сотрудников.

          Бесструктурное управление подразумевает большую свободу и гибкость для участников. Они могут самостоятельно принимать решения и использовать свои навыки и знания для достижения целей проекта. Бесструктурное управление позволяет быстро и эффективно реагировать на изменения внешней среды и предоставляет возможность для инноваций и экспериментов. Однако, полное бесструктурное управление также имеет свои проблемы: отсутствие ясных границ и стандартов может привести к неопределенности и конфликтам.

          Поэтому настоящее системное управление предполагает баланс между структурой и свободой, с использованием структурного управления для определения основных направлений и задач, а также бесструктурного управления для поощрения самостоятельности и творческого мышления сотрудников.

          Такой подход позволяет организации эффективно использовать ресурсы, быстро и гибко реагировать на изменения и стимулировать инновации и развитие.

          Обыватель это не человек-творец. Обыватель это обладатель лимбических интересов, мещанского мышления, биологических социальных инстинктов со всеми вытекающими следствиями. Мещанское мышление — это позиция, которая выступает за приоритет удовольствий, эгоизма, личных интересов, обустройство исключительно своего личного пространства. Они склонны оценивать качество жизни по количеству имущества и потребления, которым они обладают, а не по уровню социальной справедливости или уровню благополучия общества в целом.

          Обыватель - это человек, который ограничен в своих интересах и знаниях, не стремится к саморазвитию и не интересуется новыми идеями или технологиями. Он придерживается консервативных взглядов и предпочитает привычное. Обыватель часто не обладает критическим мышлением и склонен к стереотипам и предрассудкам. Он не хочет менять свою жизнь и считает, что все уже решено за него, поэтому не проявляет длительную инициативу и активность.

          Серая масса не склонна к переменам и не стремятся к переменам в обществе, тяготеет к стабильности, даже если это стабильное падение. Обыватель проводник мещанства, его подход и отношения приводят к потере человеческих ценностей и идентичности. При этом обыватели-мещане забывают о своих культурных корнях, но следуют догмам и ритуалам, становятся примитивными и равнодушными потребителями.
          1. А

            Агафонов

            16:19 02.09.2023
            То, что Вы называете бесструктурным управлением, я рассматриваю как механизм саморегуляции функциональных систем в теме "8 млрд акторов", а это и есть системное управление. Разъясняющую статью вышлю завтра.

            Что касается "серой массы", то ей есть и другое название - Золотая середина. Это 75% народной среды. Благодаря им мы существуем вообще и существуем как народ. И чем он дышит, лимбичеством или нравственно рациональными интересами, зависит от качества управления социальной системой в целом.
            1. Сергей Макиенко

              20:28 03.09.2023
              Серая масса отнюдь не золотая середина, не имеет отношения к народу и тем более не благодаря ей мы существуем. Серая масса всегда паразиты.
      2. А

        Агафонов

        22:09 03.09.2023
        На ум пришла, как мне кажется, достойная озвучивания мыль насчёт "удовлетворения лимбических интересов и удовольствий".
        Проф. С.В. Савельев, говоря о великой силе либидо, уточняет, что на фоне пика, скажу своими словами, половой зрелости, та идейная картина мира, которая захватила рациональный ум человека, остаётся в нём до конца жизни основой мотивации.
        Возьмём, к примеру судьбу человека, о котором Вы, безусловно слышали: ВВП. Именно в этот судьбоносный момент времени он стал внештатным сотрудником КГБ, и в дальнейшем, можно не сомневаться, мотивировался исключительно карьерой. И в этом нет ничего плохого: таланту и упорному труду судьба ответила по максимуму. Но интересен вопрос, а в чём можно разглядеть ограничивающий фактор потенциала его возможностей? Ответ считаю однозначным: он проплывёт даже сквозь водопад, но было бы безумием ждать от него качественных перемен для той системы, которой он управляет. Он никакой не инициатор перемен и как раз по причине того самого либидо.
        Теперь возьмём мой случай, на который выпала фаза уже моей половой зрелости.
        В 1970 году я впервые прочёл "Час Быка" И.А. Ефремова. И с тех пор по сию пору, уже слабеющего либидо, разбираюсь с проблемами построения Светлого будущего. С тем, надеюсь и помру. Вместе со своим либидо.
        1. Сергей Макиенко

          13:13 05.11.2023
          Велико влияние социальных инстинктов, но и велика сила социальной реальности. Удачи Вам, долгих лет здоровья и жизни.
      3. Евгений Шаповалов

        22:05 04.11.2023
        АСПЕКТИКА!!!
        Здравствуйте Сергей! Аспектика - это превращение логики в истинную предметность, при помощи практики, то есть сворачивание необходимости.
        Начальный метод - прост! Он исходит из существования "начал", которые действуя в принципиальном пространстве: сворачивают необходимость, при этом совпадая во времени - реализуют однопорядковый потенциал движения системы, материализуясь в пространстве в новом качестве.
        Вам Удачи!
        1. Сергей Макиенко

          13:17 05.11.2023
          Возможно. И Вам удачи.
          1. Евгений Шаповалов

            21:30 05.11.2023
            Сергей!
            Можно уточнить... Метод "тыка" , теперь будет называться - Начальным методом!
            И научно- философский взгляд на существующую Действительность необходимо рассматривать, исходя из: Начального, Реального, Виртуального принципа.
            Что значит, Ваше... "возможно"?
            1. Сергей Макиенко

              12:06 08.11.2023
              Всё возможно при системном подходе, который включает в себя понимание как потенциальных связей, так и актуальных отношений и объективных процессов.
            2. Евгений Шаповалов

              21:03 08.11.2023
              Понятно??? А, где "НАСТОЯЩЕЕ" в этом "системном подходе"... В каком месте - ВЕЗДЕ?!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
или

Войдите с помощью соцсетей: