Розовая улыбка капиталистического оскала.
Гламур, блестящее сокровище, которое переливается, манит и дарит предвкушение эйфории, пробуждает томление и желание обладания. Неоднозначный в определениях и понимании, он чарует и притягивает призраком свободы и раскрепощенности, сулит расширение переживания настоящего и удовлетворение возможностей. Современной реалией является факт того, что гламур посредством печати, интернета, телевидения проникает в нашу жизнь, и, как правило, меняет её, подчиняет. Но каждый ли понимает, что за этим стоит, и что он теряет?
Для того чтобы лучше осмыслить данное явление необходимо обратиться к не столь отдаленным эпохам.
Кризис средневековой морали и социального устройства 13-14 веков допустил сомнение в парадигме божественного присутствия и проведения, основе познания мира с помощью божественного откровения.
Последующая гуманистическая эпоха Возрождения (15-16 века) представила человека-творца, самостоятельного и независимого от божественной благодати. Человек, уникальность, наука и искусство, идеалы и красота были провозглашены действительными ценностями. Но расхождение идей и реалий жизни, разрыв науки и искусства, красоты и пользы, породили сомнения в универсальности гуманистического подхода к человеку и обществу.
Географическая экспансия 15 — середины 17 веков, целью которой являлось ограбление открытых земель, позволила осуществить накопление капитала в Европе, положила начало колониальной системе капитализма и формированию принципов глобального рынка.
Эпоха просвещения 17-18 веков провозгласила отказ от религиозного мироустройства, утвердила безоговорочную веру в прогресс и в возможность познания мира посредством разума, главенство либеральных ценностей.
Париж с середины 18 века становиться центром аффектной моды и развлечений Франции, аристократическая роскошь и свободные нравы используются для театральных действий, которые будят сексуальность и приносят разнообразное удовлетворение. Главными актрисами были куртизанки, которые поняли правила игры, и стали первыми законодателями гламура.
В 18-19 веках развитие фабричного производства, а затем и индустриализация, требовали от капитала организации и стимулирования потребления. Рост больших городов, свободы в нравах и анонимной социализации, обозначили потребность в немедленном удовольствии, и, как следствие, определили комплекс действий (печать и театр), которые давали косвенное удовлетворение, и одновременно пробуждали желания, направленные на увеличение потребления.
После раскрепощения нравов, красивое тело перестало быть целью вдохновения, но было определено как средство удовлетворения. Культура мечтаний пала перед культурой удовольствий.
Женский образ универсально подходил для эксплуатации неудовлетворенных желаний и стимулирования продаж товаров и услуг. Соблазнительные образы, на фоне размытия социальной иерархии, распространения идей равноправия и либеральных ценностей, все глубже проникали во все аспекты жизни европейского общества, гламур в лице куртизанок массово вышел на сцену общественной жизни.
Со второй половины 19 века роли гламурных кумиров постепенно вместо куртизанок стали исполнять актрисы театра и танцовщицы (часто совмещающие основные занятия с куртуазными), с начала 20го века актрисы кино.
После Первой мировой войны революционные и либеральные идеи стали популярными, влияние и коммерциализация СМИ усилились, уровень жизни масс упал, вместо ушедших на фронт мужчин многие женщины пошли работать. Гламурные героини стали завсегдатаями пересудов и сплетен, становится популярной публичность светской и гламурной жизни, медийная реклама становится проводником в мир избранных.
После Второй мировой войны аристократические черты гламура окончательно уступили место коммерческой целесообразности и образовали мифологему элиты, пропуском в которую были деньги, лояльность и известность. Гламур стал одним из инструментов создания новой псевдо-элиты.
Современной кульминацией этих манипуляций было создание мифа о фабрике грёз, манящем мире возможностей, превращающем обычную жизнь в чудесную. Массовое кинопроизводство и глобальный бизнес разнесли по миру соблазнительные образы, демонстрирующие и навязывающие эталоны поведения и потребления.
Розовая пандемия в безжалостной войне.
Является ли гламур простым способом утверждения элитарного статуса, дорогим увлечением новой аристократии, шиком, шармом, блеском? Или гламур может явиться как обольщение, воздействуя привлекательным и эфемерным образом, как обещание, завлекая посылами, которые могут изменить нашу жизнь к лучшему, сделать её богаче и ярче?
Для лучшего понимания сути гламура рассмотрим его в связи с разными аспектами жизни.
Гламур в экономике.
Глобальный капитал использует гламур как инструмент освоения власти и богатств, новых ресурсов, эффективный способ формирования и стимулирования потребителей. В канве гламура агенты капитализма осуществляют экспансию с помощью финансовой кредитной системы, кризисов и войн, подменой ценностей и отношений, популяризацией инфантилизма и порока, идентификационных иллюзий и симулякров.
Капитал заинтересован в контроле населения и росте потребления, поэтому стимулирует интерес публики к моде и масс медиа, индустрии развлечений. Тесное взаимодействие медиа, шоу-бизнеса и моды, т.е. областей полностью подвластных гламуру, привело к тому, что гламур проникает в самые отдаленные области жизни и становится неотъемлемой частью жизни каждого.
Создаются бренды - привлекательные оболочки, и тренды - комплексные потоки, которые позволяют увлечь и завести. Гламур переводит внимание потребителей с предмета и критичной оценки к переживанию, эмоциональному потреблению. Экономика и политика, культура и образование, семейные отношения и самоидентификация с помощью современных коммуникаций вовлечены в эти глобальные процессы.
Гламур и политика.
Вспомним доминирование гламура на закате Западной Римской империи и Восточной Римской империи (Византии) когда по наклонной раскручивались дегенеративные процессы, деградация нравственности и этики, народ жаждал «хлеба и зрелищ». При этом власти демонстрировали фискальную и судебную безответственность, излишнюю самоуверенность в своей армии, процветали казнокрадство и коррупция, превалировали театральность и помпезная роскошь, разрушалась система нравственно-интеллектуальных ценностей.
В современной политике гламур наблюдается как опосредованно, через аудиовизуальное представление информации и медийных персон, так и явно через переживание в действительности следствий разрушения действенных общественных отношений, связей и ценностей.
Жесткая и подавляющая, бездуховная и аутичная централизованная власть с клановыми конфликтами и интересами, ущербным управлением и сложной иерархией, государственная и социальная система, основанная на лжи, насилии, воровстве и несправедливости – вот основания для прихода гламура, разрушения общества и государства.
Гламур и психика.
Особенности нашей психики таковы, что человек не осознаёт большую часть информации. Она откладывается в ячейках памяти, в том числе в виде психологических (социальных инстинктов) установок, которые, подспудно направляя его жизнь, запускают нужные реакции и поведение в тех или иных ситуациях и условиях.
С одной стороны, гламур будит фантазии и предлагает соблазнительные образы, играет на желаниях обладания красотой, сексуальностью, богатством, здоровьем, доминантостью, исключительностью. Предложения и послания, поданные в подобных тонах и манере, снижают критическое восприятие и мышление (вплоть до принятия очевидной лжи и абсурда), деформируют самоидентификацию и искривляют самооценку, инициируют негативные девиантные модели поведения и роли, отчуждают и разрушают позитивную идентичность, вызывают когнитивные искажения и экзистенциальную опустошённость, разрушают индивидуальную ценностно-смысловую картину мира и целостность личности.
С другой стороны, гламур эпатирует, пугает, создает информационное пресыщение и противоречие. В этом случае психика будет угнетена и дезориентирована, не сможет находить адекватные решения, претворять их в жизнь. На практике осуществляются оба варианта в симбиозе, т.к. гламур оказывает наибольшее воздействие на фоне негативных и противоречивых переживаний, депривации и бедствий. Гламур погружает психику в сумеречные и бессознательные переживания, вызывает дезориентацию и фрустрацию и далее агрессию и деструкцию.
Среди гламурных личностей много людей с патологией мозга. Как правило, гламурная личность дезинтегрирована, в ней часто нарушены физиологические взаимоотношения между эмоциональной и вегетативной системами. Наблюдаются в том или ином виде шизофрения и близкие к ней психозы (бредовые, параноидные, шизоаффективные, аффективные, тревожные, истерические, диссоциативные, личностные психопатии и психосексуальные), нервная анорексия, ониомания (шопоголизм), синдром Дориана Грея, меланхолия, идиотия, метакогнитивные искажения (эффект Даннинга — Крюгера), реактивные состояния (стрессовые расстройства и дезадаптация), нарушения контроля импульсивных желаний, импульсивность и расстройства сна.
Гламур и общество.
Гламур является социально-психологическим явлением, которое одновременно является отражением и движущей силой деструктивных процессов в обществе. При этом гламур исповедует глобальную ложь, привлекательную и доступную в понимании, культивирует показной успех, внешние атрибуты и статусность, приукрашивает и завораживает, манипулирует и создает некий магический образ.
Инертность и деструкция социальной системы, жесткая иерархия и превалирование клановых интересов, девальвация знаний и профессиональной репутации, отсутствие естественной миграции на рынке труда и духовно-созидательного роста, низкая пассионарность - питательная среда для роста гламура в обществе.
Гламур является катализатором деструктивных процессов, но одновременно служит и диагнозом общества, сигналом о необходимости его консолидации, социальных и духовных (нравственно-интеллектуальных) изменений.
Гламур и ценности.
Благодаря развитию производства и технологий, гендерному равенству, повышению уровня жизни и образования женщинам стали более доступнее вещи и услуги. Многие женщины стали профессионалами с требованиями к стилю. Вместе с тем деловой и практичный подход уступает сексуальным и соблазнительным, оригинальным и привлекательным образам и вещам. Женское начало является основанием, на котором строится семья, род, народ, государство. Т.к. гламур в первую очередь является инструментом бессознательного (лимбического) воздействия, то на женщин он оказывает наибольшее влияние, они становятся его первыми жертвами, затем неофитами и адептами. Гламурная женщина чужда своей природе, она разрушительница, поклонница гедонизма, патологии и деструкции.
Одними из производных гламурных тенденций являются либеральные ценности, которые провозглашаются на волне разрушения нравственно-интеллектуальных традиций, провозглашения иллюзии свободы, но при этом теряются воля, независимость и действительные ценности.
Гламур паразитом растет там, где нарушены здоровые социальные, экономические, личностные отношения, там, где нивелированы духовные (нравственно-интеллектуальные) стремления и ценности.
О сути гламура. Выводы.
Ошибочно думать, что гламур — это розовое и блондинистое, блестящее и сексуальное, модное и красивое.
Гламур — это одновременно явление, которое возможно только в условиях духовного (нравственно-интеллектуального) застоя, и инструмент, с помощью которого осуществляется воздействие на ценностную систему индивида и общества с целью контроля, управления и навязывания потребностей, моделей поведения. При этом современный гламур представляет собой сложный клубок комплексного воздействия на психофизику каждого человека, целью которого является выстраивание обусловленного, инфантильного и подверженного внешнему управлению индивида.
Анализ показал, что при превалировании гламура в социальных и индивидуальных системах происходит утрата общественных потенций и рефлексов, дезориентация, деградация и вырождение. Гламур навязывает квази смыслы, дискредитирует и нивелирует духовный (нравственно-интеллектуальный) опыт, который в том числе служит нам определенным критерием и акцентом в проявлении отношений. И так как смыслы, которые придают нашему переживанию действительности ценностно-значимый образ, теряются, то тем самым выбивается основание для нравственно-интеллектуального построения наших отношений и коммуникаций.
Гламур создаёт и проявляет иллюзии и симулякры, которые предлагают простые решения и экзистенциальные программы, но разрушают возможность полноценно реализоваться, быть свободными и счастливыми. При этом человек тратит свои энергию и время на эфемерные переживания, теряет адаптивные качества и свойства, психофизиологическое здоровье, умение адекватно оценивать события и действовать, продуктивно выстраивать отношения и формировать среду, и обретает опустошение и бессмысленность.
В сути гламура - кривда и симулирование, паразитизм и деструкция, некрофилия и пагуба. Любовь и семья, философия и наука, нравственность, аутентичность и осознанность - враги гламура.