Статья актуальна в силу того, что в настоящее время система образования в РФ потеряла интеллектуальную независимость и переживает тяжёлые дни.
В статье изложена история реформ в системе образования Пруссии 19 века. В ней показано, как и за счет чего реформа системы образования повлияла на обороноспособность страны и стала ключевым фактором, позволившим объединить 25 государств в федеративный союз, в Германскую империю.
Есть исторический пример успешной реформы системы образования в Пруссии. В 1806 году королевство Пруссия проиграла войну Наполеону. Вследствие чего она потеряла примерно половину своей территории и практически всю армию. В 1871 году Пруссия разгромила всех противников объединения Германии и создала Германскую империю.
Бисмарк (1815-1898) – первый канцлер Германской империи скажет, что «войну выиграл прусский школьный учитель». Считается, что слова Бисмарка это пересказ слов профессора Оскара Пешеля (1826-1875). Он написал в газете «Заграница»: «…Народное образование играет решающую роль в войне… это была победа прусского учителя над австрийским школьным учителем». Но лучше всех сказал один из основателей Германской империи генерал-фельдмаршал Хельмут Мольтке (1800-1891): «Говорят, что школьный учитель выиграл наши сражения. Одно знание, однако, не доводит еще человека до той высоты, когда он готов пожертвовать жизнью ради идеи, во имя выполнения своего долга, чести и родины; эта цель достигается его воспитанием». И ещё: «Не ученый выиграл наши сражения, а воспитатель…». Все эти слова можно уверенно повторить про советское образование. Советский учитель создал советского образованного патриота, который победил нацизм в Великой Отечественной войне 1941-45 годов.
После поражения в войне король Пруссии Вильгельм III (1770-1840, король с 1797) вынужден был заняться реформами. Король объявил: «Государство должно заместить духовной силой то, что оно потеряло в физической». Если это правда, то это удивительная по силе и точности постановка задачи перед страной. Он в 1807 вернул Генриха Штейна (1757-1831) - главного инициатора реформ. Один год Штейн удержался на посту главы правительства Пруссии. За этот год успел отменить крепостное право, ввести местное самоуправление в городах и создать несколько новых министерств. Это были хорошие времена для позитивных реформ. Поражение в войне сделало короля более решительным реформатором. На этой волне в реформе системы образования смогли поучаствовать Георг Николовиус (1767 -1839) и Вильгельм Гумбольдт (1767-1835). Реформу системы образования назовут гумбольдтовской.
Гумбольдт это один из основоположников лингвистики, философ. Был другом Гёте (1782-1749) и Шиллера (1759-1805). Автор теории «формирования человека». Эта теория выросла из практики сократического диалога, которую он видел на филологическом семинаре Вольфа (1759-1824). Гумбольдт был идеалистом и сторонником холистического мировоззрения, т.е. философии Целостности. Это когда, по словам Гегеля (1770-1831) «только целое имеет смысл». Николовиус (1767-1839) имел возможность непосредственно пообщаться и сотрудничать с Песталоцци (1746-1827), был автором идеи развивающего обучения. На содержание новой системы образования оказали мысли философов Гегеля (1770-1831), Якоби (1743-1819), Фихте (1762-1814), Шлейермахера (1768-1834) – автора перевода работ Платона. После поражения от Наполеона Пруссия потеряла свой главный университет в городе Халле. Поэтому Гумбольдт в 1810 году откроет в Берлине новый университет. Первым ректором стал Фихте, первым профессором стал Шлейермахер. С 1818 года там стал работать профессором философии Гегель.
Участие людей такого уровня развития в создании новой системы образования позволило очень высоко поднять планку реформы. Они хотели сделать «невозможное» – изменить у людей образ мыслей. Человек должен стать самодостаточным творцом своего мира с собственным мировоззрением, т.е. с осознанной картиной мира. Для этого нужно развить способность к абстрактному (сейчас сказали бы к понятийному) мышлению и спонтанности. Эти способности должны дать возможность человеку в нестандартной проблемной ситуации, когда старые инструменты не дают нужного результата, найти разумное решение.
По их мнению, образование, состоящее из обучения и воспитания, не должно быть узкоспециализированным, т.е. не должно подстраиваться под сословные или профессиональные требования. Они называли это общим образованием. Сейчас бы сказали университетским. Такое было в советской школе. Они взяли традицию греческой школы в части разностороннего развития человека. Для них главное в наследии греков было не то, что они думают, а то, как они думают. Развитие способности мыслить, т.е. создавать новое знание о мире, было для них главной целью образования. Так, по их мнению, можно было добиться интеллектуального суверенитета (независимости) страны.
Вторая цель реформы – создать единую стандартную школьную систему. Образование было разделено по сословному признаку на элементарное и среднее, т.е. народные школы и гимназии. Ввели учебные планы, экзамены по окончанию обучения для школьников, учителей народных школ и гимназий. Ввели обязательное всеобщее школьное образование. Для этого создали в стране сеть народных школ. Появилась новая профессия – учитель. Они стали получать стандартное обязательное педагогическое образование.
Новая система образования складывалась примерно с 1809 по 1820 год. Она дала свои плоды. Прусская гимназия создала базовый культурный уровень для правящей и управляющей прослойки общества. Она сформировала такие качества как дисциплинированность, аккуратность, почтительность к старшим (не по возрасту, а по положению), патриотизм (в смысле абсолютного доверия правительству). Этот культурный уровень позволил Пруссии осуществить ускоренное научно-техническое развитие и быстро занять ведущие позиции в мировой науке и мировом техническом прогрессе. Эти позиции Германия сохраняла ещё почти сто лет.
Стандартизация образования давала видимый эффект. Это была часть реформы образования под интересы правящей прослойки Пруссии. Как любая правящая прослойка она состояла из людей эпилептоидного психотипа, для которого основная ценность это максимальный уровень контроля над людьми. Стандартизация даёт именно такой эффект. Это формальная сторона реформы не могла не войти в противоречие с неформальной, т.е. с развитием у людей критического, понятийного мышления и воспитания ценности самодостаточности. Эта часть реформы – это проект людей параноидального психотипа, т.е. стремящихся осуществить мировой проект. Им нужна армия высокоразвитых помощников.
Контроль и развитие людей это два взаимоисключающих друг друга направления реформы системы образования. Это столкновение двух мировоззрений, двух картин мира. В одном мировоззрении общество - это единый организм и каждая часть общества важна и должна быть максимально развита. Это холизм Гумбольдта, Гегеля и других ученых, когда вопрос контроля не стоит в принципе. Организм – это разумная самоорганизующаяся система с таким уровнем взаимной зависимости «частей», что он снимает саму возможность поставить вопрос контроля одной части организма над другой в своих интересах.
В другом мировоззрении общество - это управляемая система, которая разделена на части. В ней одна часть общества паразитирует на другой и осуществляет ее максимальный контроль. Уже после первых шагов реформы образования помещики стали возмущаться тем, что их крестьяне стали слишком умные, а учителя стали самостоятельно мыслить. Реформа шла в непрерывной борьбе этих мировоззрений. Пруссии повезло. Разработчики неформальной, содержательной части реформы так высоко подняли планку, что даже в остаточном, урезанном виде она дала положительный эффект для общества. Тем не менее, было решено исправить учителей и в 1854 году изданы специальные «Регулятивы», которые сильно ограничили уровень образования учителей. Воспитание ценности самостоятельности мышления и самодостаточности поменяли на ценность верности правящей прослойке общества. От учителей потребовали такого понимания и воспитания "патриотических настроений". Тогда же посчитали, что детям "трудолюбивого народного класса" достаточно уметь читать, писать и считать.
Окончательную независимость система образования Германской империи получила только после 1873 года, когда был распущен орден иезуитов. Ватикан дал указание саботировать это решение. Ряд религиозных деятелей были арестованы или высланы из страны. Только когда Германия создала свою национальную систему образования, когда избавилась от чужих преподавателей, тогда она сумела добиться интеллектуальной независимости. Эта проблема не решена в современной России.
Об авторе
Филиппов Евгений Валентинович.
Автор психологического механизма методики проведения стратегических сессий с помощью технологии проблемно-деловой игры (ПДИ). Автор книги «Как провести стратегическую сессию?». Вышла в 2018 году. Опыт подготовки и проведения стратегических сессий с применением технологий проблемно-деловых игр (ПДИ) на территории РФ от Санкт-Петербурга до Красноярска более 30 лет. Автор более 20 научных работ по психологии и методологии управления. Дипломированный психолог. В 1988 году стал действительным членом Общества психологов СССР. В 1991 году стал членом-корреспондентом Ассоциации разработчиков игрового социального имитационного моделирования.