В современном мире общность всё чаще формируется через горизонтальные связи (социальные сети, онлайн-сообщества), а не через вертикальное навязывание идей. Поэтому солидарности сегодня проще возникнуть естественным путём, "снизу", как результату организации и реализации общих интересов, ценностей, целей.
Те, кто утверждает, что солидарность невозможна без навязывания "сверху", лишают людей понимания как своих слабых сторон, так и своей силы, способностей к самоорганизации и взаимопомощи. Такая позиция способствует пассивности, апатии и чувству безысходности, что только усугубляет наши проблемы. Люди, которые и так разрозненны и слабы, сейчас более чем склонны верить в то, что ничего нельзя изменить, поэтому не участвуют в собственном саморазвитии и каких-либо реальных (а не имитации) общественных инициативах или социальных движениях.
Общество представляет собой наличие как субъектов (самостоятельно мыслящих суверенных личностей, обладающих волей и знанием), так и объектов (безнравственных, безвольных и невежественных персон). Вторых сейчас большинство. Первых большинство в народе, вторых - в населении.
"Народ" представляет нравственно-интеллектуальную общность людей, которая объединена общей целью, единой ценностно-понятийной базой, социальной ответственностью и судьбой. При этом без самоидентификации и не осознавшие такую общность, не объединённые люди не могут проявить себя как народ, т.к. это явление предполагает некую целостность и субъектность, осознанные взаимоотношения и взаимодействие, движение к конкретной цели.
"Население" представляет совокупность людей, проживающих на определенной территории. Населения живёт с преобладанием биологических социальных инстинктов и стереотипов, работы лимбической системы, которые тесно связаны с инстинктами выживания и размножения, примитивными удовольствиями, желаниями доминировать и потреблять.
У народа всегда есть субъектность, и только он может оказывает позитивное влияние, т.к. у него есть общность, единые ценности, судьба, цель, воля, ответственность. Но этих качеств нет у населения, которое ныне одержало верх в общественном пространстве. Население — это не народ, оно живёт лишь ради удовлетворения своих инстинктов и желаний, эгоизма и потребительства. Можем ли население победить? Нет, т.к. в текущей паразитарной системе всегда идёт внутривидовая борьба, негативный биологический отбор, побеждает нижайший и подлейший.
Общность людей создаётся по инициативе и участием исключительно субъектов, а не объектов. Кому-то представляется, что все общности формировались исключительно "сверху", через агрессивное навязывание паразитарных систем/идей. Но более пристальное изучение показывает, что это были не общности, а искусственные конструкции, созданные для поддержания власти и контроля, которые не имели глубоких корней в реальных потребностях и ценностях людей. Такие иерархические паразитарные системы неизбежно деградировали, а затем и распадались, когда исчезала сила её связывающая.
Вместе с тем в истории мы наблюдаем также факты формирования общности "снизу", когда консолидация осуществлялась на основании общих интересов, ценностей и целей. Например, практически все национально-освободительные движения: Индийское национально-освободительное движение в Индии (конец 19 - середина 20 веков) и Кубинская революция (1953–1959).
Отсутствие или отрицание полноценного исторического опыта приводит каждого из нас к игнорированию реальных возможностей, ценностей, ориентиров и целей. При этом позиция, которая отрицает возможность солидарности "снизу", фактически оправдывает существование паразитарных систем, которые навязывают свои идеи "сверху". Это приводит к укреплению неравенства, насилия, эксплуатации и несправедливости.
Солидарность (как и эгоизм) — это естественная часть человеческой природы. Люди всегда объединялись для решения общих проблем, защиты своих интересов или достижения общих целей. Отрицание солидарности "снизу" свидетельствует о пренебрежении историческим опытом и основами человеческой природы (в первую очередь метабиологической) или же может быть связано с намеренным манипулированием, злым умыслом.
Если считать, что солидарность невозможна без навязывания "сверху", то это обесценивает роль субъектов — самостоятельно мыслящих личностей (народа), которые способны инициировать, организовать и реализовать благотворные изменения. Такая позиция лишает общество позитивных ориентиров и обесценивает усилия наиболее активной его нравственно-интеллектуальной части, задаёт деструктивные тенденции и предпосылки к деградации.
Позиция, которая отрицает возможность солидарности "снизу", создаёт иллюзию, что единственный путь — это подчинение паразитарной системе. Это лишает людей надежды на альтернативу, делает всех нас заложниками паразитарной системы и её адептов. Люди, которые считают, что "всё равно ничего не изменится", не будут искать пути для улучшения своей жизни, будут по-прежнему жить в навязываемых иллюзиях и выученной беспомощности.
История показывает, что народ проявляет свою правду и субъектность исключительно через свои действия, когда реализует на практике свои убеждения, ценности, интересы, проект будущего. Когда люди объединяются вокруг общих ценностей, идеалов и задач, чтобы вместе работать над их реализацией. Нравственный аспект важен, так как он определяет этические принципы и кодекс поведения народа. Интеллектуальный аспект также важен, т.к. он определяет уровень общения, знаний и понимания народа, его способностей прорабатывать сложные вопросы и реализовать эти решения.
Только с солидарным мышлением и ценностями возможно благоприятное будущее народа, поэтому, чтобы победить, необходимо отказаться от установок, ценностей и отношений биологической эволюции по Дарвину (борьбы за существование в виде конкуренции организмов), но перейти к нравственно-интеллектуальной революции (борьбе за жизнедеятельность с помощью самоорганизации, взаимопомощи и взаимодействия организмов), к борьбе за эгалитарную солидарную (эко-социалистическую) общественную систему и отношения.