Основные идеологемы Солидарного общества.
В основе Солидарной экономики лежит новая форма деловых и производственных отношений, определяемая как СЛИЯНИЕ ДАРОВ – талантов, знаний, умений, опыта и энергии созидать гражданами общества. Базисом солидарных отношений выступает новая форма обобществления государственной собственности, при которой каждый совершеннолетний член общества наделяется долей федеральной, региональной и муниципальной собственности до того принадлежавшей государству. Современные цифровые технологии и программное обеспечение уже сейчас позволяют объективно оценить стоимость государственной собственности как национального достояния и справедливо распределить это достояние между всеми гражданами общества.
Наделение граждан общества новой формой собственности, назовем её СОЛИДАРНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ, ни в коей мере не отменяет наличие у граждан частной собственности. Солидарная форма собственности скорее заполняет вакуум социального неравенства в обществе и, самое важное, мотивирует граждан общества к активному участию в управлении государством. Можно ли говорить о том, что все новые владельцы собственности активно включатся в управление федеральными, региональными и муниципальными предприятиями? Конечно нет, на первоначальном этапе большая часть новых собственников будут пассивно ждать дивиденды, и лишь небольшая часть граждан-собственников проявят активность, сформируют группы заинтересованных людей, выберут актив, в случае необходимости, привлекут сторонних консультантов или аудиторов для анализа дел на их предприятиях. Да, в начале будет мало активистов, но даже наличие небольшой части активных собственников способно в корне изменить состояние общества, запустив процесс постепенного вовлечение граждан в управление государством через формат совместного, долевого владения национальным достоянием.
Построение Солидарной экономики не является самоцелью, конечная цель это формирование Солидарного общества – общества в котором вопросы жизнеустройства граждан, взаимоотношений между людьми, обществом и государством определяются на основе уникальной идеологии Солидарности.
Вопросам построения основ Солидарной экономики посвящено много материала, в большинстве публикаций рассматриваются принципы построения Солидарной экономики как нового формата деловых и производственных отношений между людьми, при этом, достаточно, открытым и малоизученным остается вопрос о взаимодействии человека с обществом в Солидарной парадигме.
В предшествующие исторические периоды каждый этап имел свою целевую доминанту – заявленный тезис. В эпоху «развитого социализма» в нашей стране пропагандировался тезис: «От каждого по способностям, каждому по труду», но период «развитого социализма» у нас завершился так и не став по-настоящему ни развитым и ни социализмом. Теоретики социализма определяли следующий – постсоциалистический этап развития общества тезисом: «От каждого по способностям, каждому по потребностям», но этот лозунг сыграл с теоретиками злую шутку, загнав социализм в ловушку потребительской перестройки и в последующем привел к развалу всей системы социализма.
Как можно сформулировать целевой тезис – идеологему Солидарного общества, если Солидарное общество не является обществом потребителей, потребление в Солидарном обществе не есть двигатель экономики и не выходит за рамки удовлетворения здоровых физиологических и эстетических потребностей людей? Используя исторический шаблон можно сформулировать идеологему Солидарного общества как тезис: «От каждого по способностям каждому во БЛАГО» и здесь слово БЛАГО является ключевым, поскольку задает вектор и формат удовлетворения потребностей людей – общество ставит своей целью дать человеку то, что ему во БЛАГО.
Таким образом, если основой Солидарной экономики является СЛИЯНИЕ ДАРОВ граждан общества наделенных СОЛИДАРНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ, то смысловым, идеологическим содержанием Солидарного общества выступает БЛАГО ДАРЕНИЕ – как новый, уникальный формат взаимодействия человека и общества.
СОЛИДАРНОСТЬ в экономике и БЛАГОДАРЕНИЕ в обществе – ключевые основания Солидарного мироустройства будущей Российской цивилизации.
Сергей Власов