Формирование государства-цивилизации "Россия" (ч.2)

Формирование государства-цивилизации "Россия" (ч.2)
Текст:
Печать

Об авторе:

Желифонов Марат Павлович

канд. физ.- мат .наук, доц. Казанского государственного

 энергетического университета,

РФ, Республика Татарстан, г. Казань

О диктатуре пролетариата

Только с XIX века всякое историческое событие стали понимать как результат и продолжение предшествующих событий, появилось понятие «исторический процесс». Выяснилось, что в развитии общества есть железная логика, которая четко определяет будущее. Кривую развития можно прочерчивать, всю предшествующую историю можно переосмыслить. Популярности термина «исторический процесс» чрезвычайно способствовали романы В. Скотта, которые строились на этом понятии. 

Всякий динамический процесс определяется какими-либо ведущими факторами. Поэтому сразу встал вопрос, что является важнейшим фактором в историческом процессе? Гегель предложил считать важнейшим политический фактор. Маркс выдвинул экономический фактор: развитие общества определяется уровнем производительных сил и  производственных отношений. Идея плодотворная. В течение 100 лет активно использовалась при осмыслении происходящего и для руководства к действию. Однако новейшая история выдвинула новый важнейший фактор, определяющий состояние всего общества – культурный. Действия человека в существенной мере зависят от набора базовых понятий и представлений, жестко зафиксированных в его голове, от общих принципов его восприятия жизни, от уровня его эгоистичности [1,2].

Важнейшее понятие марксизма — диктатура пролетариата в ходе революционных процессов. В начале ХХ века у теоретиков марксизма возник вопрос: кто может быть носителем диктатуры в крестьянской России? Последовали три ответа.

Троцкий.  В деле революции приоритет за пролетариями, а мелкие буржуа - крестьяне противоборствующая сторона. Предстоит постоянная борьба с ними, что приводит к перманентной революции.

Бухарин. Ведущая революционная сила в народе — крестьянство.

Ленин, Сталин на VIII  съезде партии выступили за союз рабочего класса с трудовым крестьянством.

Итог. В 1920 году Красная армия насчитывала 5,5 млн. бойцов, а совокупная Белая армия - 0,5 млн. бойцов. То есть союз состоялся, и главная движущая сила революции — крестьянство в солдатских шинелях.   Почему так  произошло?

Проблемы эгоизма

Первейшая задача человеческой жизни  –  самосохранение, выживание. Каждый человек волнуется о собственном благополучии независимо от возраста и пола, что есть проявление эгоизма. Важны степень этого беспокойства и его последствия. Человек зависит от взаимоотношений со своими соседями и возникают разные варианты эгоизма.

Принцип рационального эгоизма  - живёшь для себя, но не мешаешь жить другим,  чтосущественно уменьшает количество угроз для твоей жизни. Для этого приходится учитывать интересы других людей и организовывать свою жизнь в потоке общих интересов, выдвигать их на первый план в своей деятельности. Возникает система коллективизма.

Принцип иррационального эгоизма -  живёшь для себя и не мешаешь жить своим,  т. е. вводится процедура деления на своих и чужих. Интересы чужих не учитываются и игнорируются. Возникает система жесткого индивидуализма. Деление на «свой-чужой» человек может делать относительно окружающих его людей, а его семья - относительно ближайших соседей, каждая организация - относительно других организаций, каждая страна - относительно других стран.  Такой подход  порождает высокомерие, чувство превосходства над своими соседями, позволяет организовывать их жесткую эксплуатацию, приводит к многочисленным конфликтам. Синонимами понятий коллективизм и индивидуализм являются понятия «справедливость» и «выгода» [3].

С момента своего рождения человек в режиме импринтинга [4] предельно четко на всю жизнь запоминает свои первые восприятия элементов окружающей его действительности. Важно то, что ребенок видит, слышит и чувствует с первых моментов своей жизни. В памяти фиксируются объекты, ощущения и последовательности действий. Эти первичные восприятия - основа понимания мира, основа  поведения и действий человека. Они  образуют  множество конкретных элементов информации — подсознание человека. На следующем этапе жизни элементы этого множества  будут активно использоваться  как непререкаемые истины — так и только так, и порождать образцы поведения. Каждая из жестко зафиксированных в голове последовательностей действий при своей реализации переходит  в  рефлекс, когда за одним действием четко следует другое. Например, многие из нас несут в себе установку «бойся черной кошки, перебегающей дорогу» и реальное появление кошки вызывает неприятное чувство, а это уже рефлекс. Таким образом,  подсознание человека включает множество непререкаемых истин и множество рефлексивных установок сознания, т. е. инструкций, исполнение которых порождает конкретные результаты.  В режиме импринтинга у человека формируется набор первичных понятий, связанных с реальной жизнью, а затем приобретаются навыки суждения относительно этих понятий.  

Инстинкт  самосохранения у человека возникает сразу при его рождении и постепенно усложняется. В итоге взрослый человек в силу разных обстоятельств на уровне подсознания  склоняется в  большей степени  либо в сторону личной выгоды и иррациональному эгоизму, либо в сторону справедливости  и рациональному эгоизму. Эгоистическая реакция человека проявляется автоматически на уровне рефлекса. Отметим, что разногласия  между коллективистами и индивидуалистами носят  принципиальный характер и  представляют собой конфликт рефлексов.

В человеческих сообществах  могут преобладать люди с эгоизмом того или иного типа, с коллективистским или индивидуалистическим восприятием жизни. Это разделяет  сообщества на две принципиально разные категории. Ещё в конфуцианской философии древнего Китая ввели следующие определения. Если в общей организации жизни сообщества главенствует принцип справедливости, имеем век устроения, а если главенствует личная выгода, то это век смуты    [5,с.63]. Исторический опыт показывает, что оба состояния человеческого сообщества век устроения и век смуты неустойчивы и склонны к саморазрушению. Периодически происходит переход из одного состояния в другое в режиме колебаний «маятника» или сообщество вообще исчезает. Показателен опыт Китая, где такие переходы происходили многократно [6].  Существование века устроения в огромной степени зависит от позиции правящей элиты. Она контролирует распределение материальных благ, и прежде всего в её среде может возобладать искушение к личной выгоде, что затем распространится на всё сообщество и переведет его в век смуты  Тотальная погоня за прибылью в век смуты приводила, в конце концов, к очень высокому уровню социальной несправедливости в обществе, его ослаблению, восстанию обиженных.  Доведенное до крайнего упадка сообщество либо поглощалось соседями, либо  в силу определенных обстоятельств меняло уклад жизни,  поднимало уровень сплоченности людей и переходило в век устроения. Для Китая таким обстоятельством часто выступала необходимость строительства крупных ирригационных сооружений. Обстоятельством породившим  империю Чингисхана было то, что в силу климатических изменений  на большой территории пустыни, примыкающей к степи, возникли новые качественные пастбища. Освоение  этих просторов требовало единения среди кочевников. 

 История человечества начиналась с первобытно - общинной формы существования людей, системы общинного землепользования,  что порождало коллективистское восприятие жизни людей, рациональный эгоизм, элементы альтруизма, стремление к социальной справедливости.  Наиболее успешно развитие человечества проходило в областях с благодатным климатом вблизи Средиземного моря. Высокая урожайность на этих землях повышала ценность отдельных её участков, и они превращались в собственность людей их обрабатывающих. Со временем росла плотность населения и стали формироваться правовые нормы эксплуатации земли.  Массовый переход к частной собственности на землю привел на этих территориях к социальному расслоению людей, разрушению первичной11 общины, к преобладанию индивидуалистического восприятия жизни у людей, иррациональному эгоизму в их среде и появлению сильной правящей власти в сообществах.  В стороне от этих процессов  находилась Восточно-Европейская равнина с достаточно суровым климатом в зоне рискованного земледелия. К началу IХ века на этих землях обитали  сотни  первобытных племен, находящихся на различных ступенях исторического развития. Их природное коллективистское восприятие жизни существенно усилило крещение Руси в 988 году. Исходным нравственным понятием в процессе нарождения ортодоксальной христианской церкви было сострадание: сострадание ко всякой живой душе, сострадание к человеческой беде.  Конкретная забота о сирых и убогих, вызванная состраданием, говорит о высоком уровне сплоченности людей. 

 Кроме того, появление сильной правящей власти у восточных славян произошло не стандартным путем, не через  внутренние междоусобицы, а в результате приглашения викингов в качестве наёмников для организации внешней торговли с азиатским рынком такими товарами как меха, воск, мед.  По всей Европе безопасное перемещение торговых караванов  между отдельными регионами могло происходить только в сопровождении крупных военных конвоев. В обязанности князя входили защита границ, ведение международной торговли, взимание дани с подвластных земель, причем, «одна треть сборов на государственные нужды и «кормление» дружины, остальное предмет внешней торговли».

Постепенно все земли Руси стали вотчиной рода Рюрика. С течением времени семья Рюриковичей разрослась, и началось ослабление её внутренних связей. Ослабевало взаимоуважение, повиновение младших старшим, появляются споры между  линиями родства. Власть и народ в определенной мере существовали раздельно. Князья  были поглощены собственными родовыми спорами, не занимались установлением прочного порядка вещей. Для преодоления беспорядков и усобиц в самом княжеском роде нужно было упразднить родовые отношения, перейти к государственным, чтобы старший в роде князь являлся государем относительно младших, а они подчинялись его власти как подданные  [7, с.186].  Процесс такого перехода затянулся до XVI века. Первым носителем титула «царь» стал Иван Грозный, которому жесткой системой управления пришлось доказывать, что он единоличный   и полноправный самодержец. Изменение структуры власти в стране  затронуло интересы всего общества, вызывало у многих обиженных негативное восприятие и породило память об Иване Грозном, как о страшном злодее. Впоследствии все происходившие на Руси  коренные изменения уклада жизни, вызванные объективными обстоятельствами, также оставляли не добрую память о вождях и руководителях этих изменений, так как проведенные ими преобразования всегда  были  необходимыми, но болезненными для людей.  

По ходу происходивших исторических процессов вплоть до начала ХХ столетия в крестьянской среде устойчиво сохранялось общинное землепользование, которое с древнейших времён является эффективным инструментом формирования коллективистского восприятия жизни людей. В результате в царской России сложилась двойственная система нравственности раздельно у крестьянства и правящих сословий, что ярко проявилось в бурных идеологических спорах между славянофилами и западниками в XIX веке.  

Новый век устроения

 Именно преобладание  коллективистского восприятия жизни у российских крестьян и сделало их главными авторами Великой Октябрьской Социалистической Революции с её идеями о всеобщей справедливости. В результате революции в России произошел переход в век устроения с четкой организацией управления жизнью страны в направлении социальной справедливости и полной отменой приоритета личной выгоды. Дальше пошел стандартный процесс разложения - партийное руководство в СССР в своей массе  устремилось к повышению личного благополучия, не обеспечивало устойчивого развития общества и, в конце концов, объявило о переходе страны к рыночным отношениям.  Для сообщества с тысячелетним опытом  коллективистского восприятия жизни    произошел резкий переход в век смуты, но на активную погоню за личной собственностью переключилась только часть населения. Страна конкретно разделилась на западников и славянофилов. После неудачных попыток  слиться с индивидуалистическим Западом, после произошедших разрушений и обнищания людей, начался процесс возврата к веку устроения и восстановления суверенитета страныПроцесс существенно ускорился после государственного переворота на Украине и начала специальной военной операции. Эти события активизировали стремление  большинства стран однополярного мира выйти из под агрессивного доминирования США и  в международных отношениях перейти к  принципу рационального эгоизма — живёшь для себя, но не мешаешь жить другим. Россия оказалась лидером этого движения. 

При организации нового варианта века устроения приходится учитывать прежние ошибки.  Причиной катастрофы  СССР явилась идеологическая установка — жизнь человека должна обеспечиваться только через общественный труд, никакой личной трудовой инициативы, так как  она ведет к социальному расслоению людей. Например, в моём  родном городе с населением около 50 тыс. человек из трёх огромных стад коров, принадлежащих горожанам, в 1957 году сразу вырезали два стада под лозунг властей — теперь будем пить молоко колхозных коров. Изменили правила распределения травяных покосов на селе, и коровы частников остались без сена. А в 1963 году нельзя было опаздывать в студенческую столовую, велик риск остаться без чахлой котлетки. Наступило полное торжество канонов идеологии над здравым смыслом. В результате таких провалов в обеспечении населения страны коммунистическое движение было  существенно скомпрометировано в глазах людей, вопросы личной выгоды стали выходить на первое место,  в обществе усилилось движение в сторону века смуты, которое вскоре и победило.

В новом варианте века устроения традиционное коллективистское восприятие жизни должно быть дополнено определенным простором для личной деловой активности людей. Правильные пропорции между социальной справедливостью и личной выгодой - вечная проблема человечества. Базовые отрасли промышленности и обеспечение безопасности государства должны оставаться под жестким контролем государства, а сфера действия личной деловой активности должна четко определяться законом. Переход к такому смешанному состоянию - очень сложный процесс, и потребуется много времени для его реализации, но это и будет новая идеология России. 

Процесс мировой глобализации в XX веке стал превращать всё население планеты в единое сообщество с чрезвычайно высокой взаимной зависимостью экономик разных стран. Надёжно устойчивым существование  всякого сообщества может быть только при полном соблюдении принципа рационального эгоизма — не мешать жить другим.  В настоящее время миром правит иррациональный эгоизм под руководством США, но деструктивные позиции Запада ослабевают, формируется сообщество государств, которые  стремятся  выйти из-под агрессивного доминирования США, перейти к  принципам рационального эгоизма. 

На текущий момент российская «пятая колонна» - это убеждённые сторонники приоритета личной выгоды на фоне сторонников социальной справедливости. Таковыми их  сформировали собственные семьи и другие жизненные обстоятельства. Сам факт существования Запада даёт моральную поддержку их личным индивидуалистическим устремлениям, и поэтому они преклоняются перед Западом. Идеологическое противостояние  индивидуалистической Западной цивилизации и коллективистской Славянской ортодоксальной цивилизации перешло на уровень гибридной войны, которая неизбежно приведет к новому укладу жизни на планете Земля.

Цивилизационная матрица

Человеческая цивилизация — это крупное сообщество людей, у которых  совпадают наиболее важные, базовые рефлексивные установки сознания, определяющие общий стиль их поведения. Набор базовых правил восприятия жизни и поведения в сообществах принято обозначать термином цивилизационная матрица. Формируются матрицы в результате длительного исторического развития общества. Так, племенной уклад жизни восточных славян в IX веке был мирным путем совмещен с системой государственного управления через приглашение викингов для организации внешней торговли. Внутри племен действовало изначальное коллективистское восприятие жизни, которое существенно уcилило крещение Руси в IX веке.  Затем монгольское нашествие присоединило русские княжества к улусу Джучи и втечении 240 лет Русь являлась окраинной провинцией Орды. Для многих поколений восточных славян это дало практику жизни в рамках хорошо организованного сильного государства. Люди высоко оценили такую форму организации общества и свой выход из вассальной зависимости стали видеть через созидание собственного сильного государства. Вспомним деяния Преподобного Сергия Радонежского. Стремление объединиться в государство-семью постепенно укреплялось в подсознании восточных славян,  и привело их к чрезвычайной сплоченности, что ярко проявилось, например, в момент изгнания польских захватчиков из Москвы в 1612 году. По ходу всех этих событий,  вплоть до начала ХХ столетия, в крестьянской России сохранялось общинное землепользование, активно формирующее в обществе коллективистское восприятие жизни людей. 

Всё это и привело Россию к цивилизационной матрице коллективистской направленности. В основу  восприятия жизни общественной легли  рефлексы внутри семейной жизни: высокий уровень дружелюбия между людьми, стремление улаживать внутренние конфликты, уважение к старшим, ответственность за младших. Предпочтение общинным интересам при принятии решений,  осознание себя членами Отечества — единого государства-семья.  В отличие от мира индивидуалистов действует иерархическое само восприятие человека, он понимает себя относительно окружающих людей по принципу «старше-младше» в своей социальной группе. Силу свою люди ощущают через сплоченность, для решения серьёзной задачи сходятся в товарищества во главе с предводителем, которому все подчиняются. Рассмотрим, как это проявляется, например, в ходе современной политической борьбы.  Для коллективиста главное это выбрать предводителя с желательной для себя политической программой и поддержать его на выборах. Индивидуалист обязательно должен публично выразить свою личную точку зрения, и поэтому отправляется на митинги с соответствующим плакатом.       

Очень важны рефлексивные установки  определяющие стратегию поведения людей и преобладающие в сообществе. У восточных славян это прежде всего стремление улаживать семейные и внутригрупповые конфликты - основа внутренней и  внешней политики России [3]. В странах Запада это активная агрессия, направленная на захват материальных благ.  Еврейскому народу инструкция из Ветхого Завета –  обязательный отпор всем врагам: «Око за око, зуб за зуб». 

У южных славянских племен сложилась особая судьба, им приходилось постоянно приспосабливаться к меняющейся исторической ситуации. В итоге в народе выработались не бойцовские качества, а другое правило жизни: главное – удачно приспособиться к внешним обстоятельствам. Эта установка перешла в разряд рефлексивного элемента сознания, и достаточно явно проявляет себя на бытовом уровне у большинства малороссов и в политике нынешней Украины - приспособленчество. 

С древних времен территория Белоруссии со своими болотами и лесами оказалась «перевалочным пунктом» для её соседей, часто воевавших между собой. Белорусы же старались с непрошеными гостями не сражаться и добиваться мира малыми жертвами, обширные болота и леса обеспечивали надёжные укрытия для людей и это сохраняло им спокойствие. Такое поведение со временем выработало особый рефлексивный элемент сознания. Он обозначается термином памярковнасть, его смысл – спокойствие на грани безразличия. Отсюда и общая репутация у белорусов – спокойные, доброжелательные люди.

У индивидуалиста четкое понимание окружающего мира — всё через приоритет личной выгоды, а перед коллективистом многоплановая действительность, и он постоянно наполнен сомнениями о происходящем вокруг него. Коллективист -  личность, склонная к сомнениям, неоднократно отмечал   Захар Прилепин.

У католиков и протестантов на первое место вышли не вопросы нравственного общения людей, а материальные интересы. Это религии агрессивных индивидуалистов, для них Бог - просто надежда на получение  бессмертия для собственной души, корыстный интерес и всё. Волки в овечьей шкуре. Ортодоксальное христианство внесло в массовое сознание людей идею создания справедливого мира, и православная Россия дает примеры реализации этой идеи.

 С самого начала  появления людей каждый человек ищет баланс между рациональным и иррациональным эгоизмом внутри себя, а человеческие сообщества постоянно балансируют  между двумя крайностями — социальной справедливостью и приоритетом личной выгоды, что и наполняет содержанием всю история человечества.     В настоящее время в рамках уже всей планеты пошел процесс перехода от века смуты к веку устроения.   

Конфликт цивилизаций

Базовые разногласия  между коллективистами и индивидуалистами носят  принципиальный характер и представляют собой конфликт рефлексов,    конфликт стратегий  поведения людей, преобладающих в сообществах.  У восточных славян это прежде всего стремление улаживать семейные и внутригрупповые конфликты — основа внутренней и  внешней политики России. В странах Запада это активная агрессия, направленная на захват материальных благ, постоянное ужесточение правил конкурентной борьбы, переход к фашизму. Исходная идея фашизма очень проста  –  физическое уничтожение конкурентов допустимо. Кто сильней – тот и прав, пусть проигравший плачет – базовый принцип жизни любого сообщества индивидуалистов, усвоенный на уровне рефлекса. 

Когда коллективисты общаются  с представителями индивидуалистического Запада, то видят не их стремление всё и вся присвоить себе, а своё собственное отражение и пытаются говорить с ними на человеческом языке.  В результате коллективистов подводит их дружелюбие, направленное в сторону агрессоров,  так как  Запад воспринимает их дружелюбие как проявление слабости. По их пониманию правильное поведение народов — обоюдная грызня, например, Столетняя война в Европе.  

Современная Россия  неожиданно для себя увидела, что идеи фашизма и нацизма опять захлестнули Европу, звучат требования захватить Россию и поделить на кусочки её природные ресурсы. Но это естественное желание мира индивидуалистов и удивляться не приходится.  Естественная реакция мира коллективистов — перейти к максимальной сплоченности и в очередной раз пресечь агрессию Запада.

 

Список литературы 

1. Желифонов М. П. «Информационный ковер» // Восточно европейский научный журнал   EESJ  #11(63),  2020,  v.8  с.16,     info@eesa-journal.com

2. Желифонов М.П.   «Микроскопический» подход к описанию исторических процессов. Тезисы» // СибАК История, политология, социология, философия / сб. ст. по матералам LXIX междунар. науч.-практ. Конф.  № 6(52),  2023,

      ФИО автора |sibac.info

3. Желифонов М.П.   «Проблемы эгоизма» //  СибАК  История, политология, социология, философия / сб. ст. по матералам LIX-LX междунар. науч. - практ. конф.  № 8-9(46), 2022,      www.sibac.info

4. Импринтинг как особый вид научения // [Электронный ресурс]. Режим доступа:    (https://tepping-test.ru/kontakty/imprinting-referat.html) (дата обращения: 13.06.2022)

5.  Сборник «Конфуцианство в Китае. Проблемы теории и практики» // Редактор Делюсин Л.П., «Наука»,  Москва. 1982

6.  Желифонов М.П.         Блок-схема исторических событий //

Журнал «Интернаука»   №4(274).  с.10,  2023          journal@internauka.org               7. Соловьев С.М. Чтения и рассказы по истории России. «Правда», М, 1989

8. Желифонов М.П. Формирование государства-цивилизации «Россия»  // СибАК История, политология, социология, философия / сб. ст. по матералам LXXV  междунар. науч.-практ. Конф.  № 12(57),  c.5, 2023,           ФИО автора |sibac.info

и  интернет — портал   «Институт  ЕАЭС»   -  solidarno.ru ,   раздел  «Общество»    



0 комментариев
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
или

Войдите с помощью соцсетей: