В 2024 году житель деревни Салкая, расположенной недалеко от города Элязыг в восточной части Анатолии (восток Турции), фермер по имени Мехмет Эмин Суалп сделал неожиданное открытие. Во время посадки саженцев вишни на своём участке он обнаружил древнюю мозаику, скрытую под слоем земли всего в 50 см. Площадь находки составила 84 квадратных метра.
Эксперты определили, что мозаика относится к позднеримскому или ранневизантийскому периоду, предположительно созданной между концом III и началом VI веков. На ней изображены разнообразные элементы природы: деревья, растения, а также дикие животные, включая львов, горных козлов, уток, борзых собак, фазанов, гусей и анатолийских леопардов.
Эта находка стала ещё одним напоминанием о богатом культурном наследии региона, где буквально под ногами могут скрываться свидетельства древних цивилизаций.
Такие находки не редкость в Турции, где буквально под каждым камнем может скрываться свидетельство древней истории. Однако это вызывает ироничное удивление, пока фермеры случайно натыкаются на шедевры прошлого, археологи порой сосредотачиваются на поисках "сенсационных" мест, связанных с официальными историческими событиями, например, полей, где сражался Александр Македонский. Такие места, конечно, привлекают туристов, ведь они связаны с драматичными историями войн и конфликтов, которые легко подать как "человеческую историю о том, что человек человеку волк".
Но что, если взглянуть на это иначе? Тысячи древних объектов, разбросанных по всему миру, включая Россию, красноречиво свидетельствуют о том, что когда-то на этих территориях царил мир, существовала единая развитая культура без границ и войн. Это была эпоха, когда люди создавали шедевры архитектуры, искусства и инженерной мысли там, где сегодня мы видим лишь разрушенные города или бедные поселения, не оставляющие и намёка на былое развитие.
Фундамент храма Баала (Ливан) противника Яхве (Иеговы).
Современные историки, однако, часто делают акцент на войны, конфликты и борьбу за власть, т.к. такие истории хорошо продаются, продвигают политические и идеологические проекты. В целом, подмена истории происходит из-за предвзятости, корысти, упрощения, манипуляций и отказа от критического мышления. Таким образом утверждаются нормы насилия и паразитизма в общественных отношениях, тогда как солидарная культура и ценности провозглашаются наивной утопией.
Храм Баала (Пальмира) до и после его разрушения террористами в 2015 году. Ныне вся Сирия ими захвачена.
Но ради чего осуществляется подмена истории, в чём причина и какие это несёт последствия?
- Упрощение истории. История упрощается и представляется в виде простых историй о героях и злодеях, это приводит к искажению реальной картины прошлого. Это может вызвать предвзятость и нетерпимость к другим культурам и эпохам, ведущие к разделению и конфликтам.
- Фокусировка на войнах и конфликтах. Если история фокусируется в основном на войнах и конфликтах, это создаёт впечатление, что насилие и борьба за власть — это нормальное состояние человечества. Это может привести к циклическому повторению этих паттернов в современном мире.
- Игнорирование прогресса и сотрудничества. Если общества игнорируют свидетельства мирного сосуществования, культурного развития и технологического прогресса, это приводит к потере ценных уроков прошлого. Это может помешать нам учиться друг у друга и сотрудничать в решении современных проблем.
- Использование истории для политических целей. Когда история используется для обоснования политических решений или идеологий, это приводит к её искажению и манипулированию. Это вызывает разделение и конфликты в обществе, а также может привести к античеловечным явлениям, процессам и режимам.
- Отказ от критического мышления. Если история преподается как неоспоримая истина, это приводит к отказу от критического мышления и открытого диалога. Это мешает учиться и развиваться обществу.
Находка фермера Мехмета Эмина Суалпа в деревне Салкая — это яркий пример того, как прошлое напоминает нам о богатстве и сложности человеческой культуры. Мозаика изображает природу и животных, что говорит о стремлении людей запечатлеть красоту окружающего мира и гармонию с ним. Подобные находки это не просто артефакты, но свидетельства эпохи, когда искусство и культура процветали, а люди умели ценить и воспроизводить красоту.
Сегодня важно пересмотреть наш взгляд на прошлое. Стоит обратить внимание не только на тёмную сторону человеческих деяний, но и на то, как люди разных культур и взглядов умели сообща строить, творить, жить. Подобный подход настоящий ключ к пониманию нашей общей истории и солидарной общности. Это поможет нам лучше понимать многообразие и ценность нашего прошлого, укрепит чувство сопричастности, солидарности, общности в настоящем и будущем.
В фундаменте Алексеевской церкви (конец 15 века) Чудова монастыря использованы древнерусские надгробия.
Эти находки напоминают нам, что история — это не только хроника насилия и подлости, но и свидетельство человеческого гения, способного создавать благодаря нравственно-интеллектуальным и солидарным отношениями нечто прекрасное даже в самых сложных условиях. Именно история является проводником правды о нашем прошлом, которое было куда более сложным, многогранным и вдохновляющим, чем нам пытаются представить.
Изучение настоящей истории способствует более целостному пониманию мира и решению современных проблем, т.к. открывает нам примеры нравственно-интеллектуального, мирного и солидарного сосуществования, культурного и технологического обмена. Она свидетельствует о том, что люди практически всегда стремились к красоте, гармонии и сотрудничеству, даже в самые сложные времена.
В текущих условиях и перспективе мы можем предпринять ряд инициатив, которые послужат для построения благополучного, нравственно-интеллектуального и эко-солидарного будущего. Вот несколько идей:
1. Роль археологии и науки в сохранении наследия.
- Археология является не только наукой, которая помогает находить артефакты, но областью общественно значимых исследований, которые способствует развитию социокультурной общности в контексте истории человечества. Археологические находки, такие как мозаика в Салкае, позволяют нам лучше понять, как жили люди в прошлом, какие у них были ценности, технологии и культура.
- Археологические находки требуют бережного отношения и открытость, междисциплинарные исследования и системную работу. Это не только задача учёных, но и общества в целом. Культурное наследие — это общее достояние, которое нужно защищать для будущих поколений.
2. Междисциплинарный и системный подход к изучению прошлого.
- Для полноценного понимания прошлого необходим междисциплинарный подход, который подразумевает комплексные исследования, объединяющие не только историю и археологию, но и антропологию, философию, математику, историю искусства, биологию, химию, геологию, астрономию, генетику, филологию и другие дисциплины. Например, изучение мозаики может дать информацию не только о художественных предпочтениях того времени, но и о климате, флоре и фауне региона, технологическом, социальном и культурном устройстве.
- Такой подход позволяет увидеть историю как комплексный и системный процесс, в котором отражены не только культура, природа и технологии, но и все совокупности и связи.
3. История как источник вдохновения для солидарного развития.
- История как источник вдохновения для солидарного развития — это мощная идея, которая позволяет переосмыслить прошлое не только как хронику войн и конфликтов, но и как свидетельство человеческой способности к сотрудничеству, взаимопомощи и созиданию.
- История может стать источником переосмысленных современных решений в области солидарного развития. Например, древние технологии строительства, ирригации или сельского хозяйства могут быть адаптированы для решения современных экологических проблем. Древние цивилизации часто жили в гармонии с природой и их опыт может быть полезен в условиях современных природных изменений.
4. Ценность образования и популяризации истории.
- Для того чтобы история стала источником вдохновения, важно правильно её качественно преподавать и популяризировать. Современное преподавание истории должно быть целостным и системным, чтобы предоставить полную и объективную картину прошлого. Исследуя не просто набор фактов и хронологий, но историю людей и обществ, развития и деградации, связей и подоплеки событий, позволяет извлекать уроки из прошлого, применить их к настоящему и будущему.
- Музеи, образовательные программы и медиа играют ключевую роль в формировании общественного сознания. Они могут помочь людям увидеть историю, как источник целостного опыта, солидарного сосуществования, культурного взаимодействия и технологических достижений, а не только как хронику разрушений, насилия и эксплуатации.
5. Глобальное значение локальных находок.
- Такие находки, как мозаика в Салкае, имеют не только локальное, но и глобальное значение. Они напоминают нам, что история человечества — это единый процесс, где культуры и цивилизации взаимодействовали и влияли друг на друга.
- Подобные артефакты могут стать мостом между разными культурами и странами, способствуя взаимопониманию и сотрудничеству.
6. История как инструмент развития критического мышления.
- Изучение истории с использованием научной методологии развивает критическое мышление. Таким образом люди учатся анализировать источники, задавать вопросы, искать и сопоставлять альтернативные точки зрения. Это поможет избежать манипуляций и упрощений, минимизирует вероятность лжи, развивает когнитивные возможности человека.
- История — это не только факты, но и интерпретации, и важно понимать, как и почему те или иные явления, процессы, события преподносятся определённым образом.
7. Связь прошлого и будущего.
- История — это не только артефакты и память, но и основа для построения будущего. Изучая историю, мы можем найти ответы на многие современные вопросы: как строить солидарное общество, как сохранять культурное наследие, как избежать ошибок прошлого, как развиваться человеку и общественной системе.
- История — это не только наука и знания о прошлом, но и опыт, который способствует формированию у людей солидарного мышления, общей идентичности и ответственности за будущее.
Заключение.
Современный мир сталкивается с множеством вызовов: войны, болезни, голод, социальное неравенство, миграционные и экологические кризисы. История может стать источником вдохновения для решения современных проблем, если мы примем целостный опыт, в т.ч. обратим внимание на примеры солидарного сосуществования и успешного сотрудничества, взаимопомощи и справедливости. И для этого важно пересмотреть то, как мы её изучаем, преподаём и понимаем. Настоящая история учит критическому и солидарному мышлению, способствует развитию эмпатии, нравственно-интеллектуальному и социокультурному взаимодействию.
Понимание того, как люди разных эпох и культур решали общие проблемы может помочь людям увидеть в истории не только деградацию, антагонизм и разобщение, но и примеры солидарности и социокультурного развития. Если мы будем черпать воодушевление и опыт в т.ч. в примерах истории, то сможем создать более справедливое и солидарное общество.
История демонстрирует нам доказательства реализации солидарных отношений, когда люди объединялись ради общих целей, преодолевая трудности и создавая нечто великое.
История — это не только хроника войн и конфликтов, но и свидетельство человеческой способности к солидарности, сотрудничеству и созиданию. Она напоминает нам, что именно благодаря совместным усилиям люди создавали великие цивилизации, преодолевали кризисы и двигались вперёд.
Сегодня многие не понимают для чего изучать историю. Между тем, изучение истории — это не просто формальное изучение давних событий, но осваивание опыта, благодаря которому можно понять истоки и связи, социокультурную преемственность и общность, образовывать себя целостным человеком и обществом. Действительное изучение истории помогает развивать самоосознание и самоидентификацию, осознанно проявлять культурные и человеческие ценности, оттачивать навыки и чутье в нравственном ориентировании, быть мудрее.
Сегодня, когда мир сталкивается с множеством вызовов, важно помнить, что история — это ещё один фактор, который способствует воспитанию и вдохновению человека для мирного сосуществования и общественного развития. Пересмотр нашего взгляда на прошлое может помочь нам построить более целостное, справедливое и благополучное будущее, в котором жизнь, правда, справедливость, солидарность, сотрудничество, нравственно-интеллектуальное развитие и качества станут основными ценностями.