В восприятии большинства людей существуют некие нормы социального общежития и отношений, которые регулируются законами и собственной интерпретацией справедливости.
Сегодня закон в основном представляется как «принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой нормативно-правовой акт, выражающий государственную волю по ключевым вопросам общественной жизни». Здесь закон определяется высшей и единственной формой правовых отношений в обществе, а субъекты законотворчества представлены исключительно как проводники государственной воли. В данной трактовке закон представлен в обезличенной форме, как единственный источник права и его формальных признаков. Но на практике подобная интерпретация закона является лишь бюрократическим закреплением права меньшинства над большинством, право властной элиты и их прислуги на бесправие.
Абсолютизация закона как единственной нормы жизни ошибочна, т.к. любой закон всегда является лишь выразителем чьих-то субъективных интересов и воли. Под видом главенства закона внедряется в общественное сознание понимание и принятие любого повеления власти, независимо от разума, нравственных норм и этики. С другой стороны, подобная уловка позволяет создать у населения наивную веру и упование в действенность закона как инструмента или лекарства, которые улучшают его жизнь и решают его проблемы.
Главенство "закона" над справедливостью всегда низвергает общество в паразитарную систему общественных отношений (ложь, деградацию, дегенерацию, патологии, антагонизм, разобщенности, негативный отбор, иерархию, круговую поруку, «телефонное право», принуждения, насилие, ликвидацию правды и справедливости).
Энергозатратный неокортекс, биологические социальные инстинкты и лимбическая система диктуют массам биологически детерминированное поведение, в т.ч. не высовываться, адаптироваться к изменчивым внешним условиям/среде, подчиняться доминирующей силе, действовать исключительно в интересах своих биологических социальных и лимбических инстинктов. Как следствие, большинству населения выгоднее отдать принятие решений и управление своей жизнью в чужие руки тех, с чьей подачи пишутся законы, создаются резервации и нормы их жизни. Так в обществе воцаряется общественный регресс и пассивность, паразитизм и негативный отбор, инфантилизм и равнодушие.
Другой стороной проявления правовых отношений является феномен справедливости.
Понятие «справедливость» (корень ргау-, древнерусское правъ-) издавна в русской культуре подразумевает решения и действия «по правде». При этом быть правым — значит быть носителем правды, её критериев и духа, исповедовать правое дело, быть праведным, справедливым, поступающим правильным образом. При этом правда также принималась как обет, присяга, заповедь, правило и право. А быть справедливым — значит быть выразителем и проводником правды, осуществлять правду, т.е. правое дело, действовать в правильном направлении, поступать правильным образом и приводить правдой к высокому образцу. Справедливость куётся солидарностью и волей народа, ибо «один в поле не воин».
При этот, если закон базируется на представлениях и интересах бенефициаров власти, формальной стороне норм отношений и поведения, страхе, принуждении и насилии. То справедливость базируется на неформальных отношениях и поступках, которые совершаются по правде и совести, благодаря разумности и нравственности, пониманию высшего долга и ответственности. Закон – буква и принуждение, справедливость – дух и ответственность.
Благодаря правде и совести происходит совпадение внешнего и внутреннего уровней социальной регуляции. При этом поступок по совести-правде-справедливости в наименьшей степени детерминирован некоей внешней силой или системой, будь то власть (в т.ч. государство), обстоятельства, социальные статус или инстинкты.
Законы представляют собой свод правил и практик, которые разрабатываются и контролируются доминирующими паразитарными группами. С помощью паразитарной системы управления и эксплуатации они обеспечивают своё воспроизводство, преемственность, доминирование, удовлетворение своих биологических социальных и лимбических инстинктов. Справедливость является проявлением правды и нравственно-интеллектуального императива («вселенского закона»), поддержкой баланса и развития в общественных отношениях, реализацией человеком качеств и способностей, которые соответствуют высшему образцу – универсальному творцу.
При этом задумаемся, а стоит ли в текущее время ориентироваться на мнения завороженной лимбическими инстинктами толпы или ожидать какие-либо позитивные действия от рабов биологических социальных инстинктов? Ведь именно в невежестве, равнодушии, конформистском бездействии, корысти и похоти творятся самые гнусные преступления и предательства. В истории нет случаев, когда толпа сотворила что-либо благое, но есть примеры того, как позитивные общественные преобразования осуществляли группы нравственных интеллектуалов. При этом они действовали ради общественного блага, вопреки действиям сторонников и проводников паразитарного мышления и ценностей, нередко в т.ч. действующих тогда законов.
Рассмотрим несколько факторов, которые могут способствовать торжеству солидарных отношений и справедливости:
- Навыки критического мышления. В обществе необходимо развивать навыки критического мышления, чтобы каждый человек мог анализировать законы и оценивать их влияние на жизнь (в т.ч. мыслить о потенциальных последствиях). Это включает в себя рассмотрение буквы и духа закона, мнений и точек зрения на него, а также критические размышления о том, как этот закон может быть использован для эксплуатации и подавления отдельных лиц или групп.
- Культура критического и солидарного мышления. В сообществе необходимо развивать культуру критического и солидарного мышления, которая включает в себя поощрение конструктивных вопросов и сомнений, развитие навыков диалога/дискуссии, коллективного осмысления. Это может включать в себя создание условий, которые позволяют и поощряют людей критически и солидарно мыслить, конструктивно выражать свои мнения (в т.ч. оценивать явления, события, тенденции как с точки зрения законов, так и справедливости). Этому способствует развитие системы критического и солидарного мышления в образовании и воспитании.
- Разум, совесть и этика. Важно развивать главенство разума, нравственности и этики в обществе, чтобы люди могли понимать, адекватно поддерживать и применять высшие человеческие ценности. Это включает в себя обучение и воспитание людей в духе нравственности и разумности, а также создание условий, которые способствуют развитию совести и ответственности. Этому способствует создание и развитие нравственно-интеллектуальной системы в образовании и воспитании. Развитое нравственно-интеллектуальное общество реализует в законах и отношениях принципы взаимности/справедливости, главенство духа над буквой.
- Совместное решение вопросов и проблем. В обществе необходимо развивать способности и навыки решать проблемы совместно, что включает в себя сотрудничество и взаимопонимание как между отдельными лицами, так и группами. Это может включать в себя создание условий, которые позволяют людям проявлять позитивное сотрудничество и взаимность (сопричастие, взаимодействие, взаимоподдержку, взаимопомощь, взаимовыручку), возможности решать проблемы сообща и совместно. Этому способствует развитие этих навыков в образовании и воспитании. Подобные навыки позволяют лучше понимать и реализовывать принципы справедливости во всех видах жизнедеятельности.
- Солидарное управление. В обществе необходимо развивать солидарные управление и отношения, которые подразумевают участие и вовлечение отдельных лиц или групп в принятие и реализацию решений, организацию самоуправления. Это может включать в себя как прямое участие, так и опосредованное, т.е. через сообщества, которые позволяют людям участвовать в изучении, принятии и реализации решений. Всё это подразумевает создание условий, которые способствуют развитию прямого народовластия, посильного участия каждого. Также это подразумевает реализацию баланса в общественных и индивидуальных интересах, справедливости над законом.
- Солидарная экономика. Солидарная экономика основывается на нравственно-интеллектуальных принципах сотрудничества, социальной справедливости и целостного развития. Реализация солидарных отношений в экономике подразумевает осуществление солидарных ценностей, взаимности (пояснение см. выше) и ответственности между участниками. Это предполагает создание кооперативов, инициатив местных сообществ и альтернативных форм бизнеса, ориентированных на общее благо и удовлетворение потребностей людей, а не на увеличение прибыли. Участники этой модели являются активными партнерами, совместно принимающими решения и разделяющими результаты своих усилий. Таким образом, развитие солидарной экономики способствует формированию более справедливых общественных отношений, где взаимодействие между индивидуумами и общинами становится основой для совместного процветания и позитивных изменений.
Солидарные ценности, мышление и отношения являются проводниками справедливости, поскольку они создают среду, в которой люди могут чувствовать себя богато (праслав. «достойно, в счастье, в доле, в достатке, щедро, избыточно»; от богъ - «достояние, счастье, доля, наделяющий, творец») комфортно, безопасно, уважаемо и перспективно. Это позволяет людям целостно объединяться, организовываться и трудиться более благотворно и эффективно, решать вопросы и реализовать общее благо/выгоду, что является важным фактором продвижения справедливости.
Солидарные ценности, мышление и отношения представляют собой ключевые составляющие, которые способствуют построению более справедливого общества. Эта совокупность подразумевает осознание единства индивидуальных качеств, интересов и общих целей. Она включает в себя способности видеть, понимать проблемы и нужды других людей, стремиться к просвещению и сотрудничеству ради достижения общего блага и развития, создания условий и возможностей, в которых справедливость будет не только целью, но и нормой.
При этом каждый из нас может внести вклад в создание этой солидарности и справедливых отношений, начиная с малого — в своих семьях, сообществах и на рабочем месте. Справедливость, основанная на солидарных принципах, может привести к позитивным изменениям и лучшему будущему для всех нас.
Когда люди объединяются на основе общих нравственно-интеллектуальных ценностей, понимании и уважении, они становятся способными оказывать благотворное влияние на окружающий мир, реализовывать правду и справедливость, устранять кривду и несправедливость.
Солидарность переводит индивидуальные переживания в общее благо. Важная составляющая в этом процессе — это взаимопонимание, которое позволяет различным группам людей соединить свои усилия для достижения пользы на более широком уровне. Одновременно это создает пространство для диалога и сотрудничества, где разнообразие мнений и опыта рассматриваются как богатство и возможности, а не как барьеры и конкуренцию.
В отношениях, основанных на солидарности, каждый голос имеет значение, и права каждого защищаются. Это особенно важно в контексте социального, экономического и политического неравенства, где личные переживания могут казаться незначительными, но в совокупности они создают критическую массу для справедливых возмущений.
Таким образом, развивая солидарное мышление и крепкие отношения между людьми, мы можем создать более справедливое общество, где каждый получает возможность быть услышанным и где закон служит справедливости, а сама она становится не просто идеалом/утопией, но реальностью, доступной для всех.