Аксиоматика
В нашем мире стремление к голимой справедливости, к справедливости как таковой, считаю целью ошибочной. Проблема справедливости представляется разрешаемой разве что в рамках системного подхода к совершенствованию общественных отношений. Мир человечества сам по себе никак не строится, здесь надо приложить ум, совесть, знания и опыт поколений. Текущая задача человечества – стать им, найти пути к построению справедливо устроенного мира, то есть выйти из порочного круга им. «Экклезиаста». И справедливость в таком случае занимает своё законное место в числе других его принципов, ценностей, определяющих характеристик – названия могут быть разными. Включаться в переустройство мира, исключительно исходя из желания или побуждения, – пустое дело. Прежде следует настроить себя всю жизнь набираться ума-разума и уж всяко стараться понимать, что к чему; верить, надеяться и любить своё благородное дело.
Научные инструменты преобразования мира
«Политическая психология1» — один из инструментов разрешения управленческих проблем третьего, наивысшего, класса сложности (проблемы “отношений и коммуникаций”2 ). Политическая психология представляет собой метод распространения власти на управление. Предложенный метод позволяет учитывать социально-психологическую природу общественной силы. Метод вполне научен и исходит из классификации образа мыслей большого множества людей по параметрам функции (закона) нормального распределения, где в качестве аргумента, в частности, выступает ориентация всей массы людей: для кого-то – на образы прошлого; для кого-то – на настоящее, на злобу дня; для кого-то – на образы будущего. Данный подход позволяет перейти в режиме реального времени к подбору уместных приёмов влияния (стратагем) на возбуждение мотивации группового поведения и направление таким образом внешней инициативой движения общества в целом к заранее выбранной общей цели.
Поиск проектов и строительство совершенных общественных отношений – дело политическое и совсем не обязательно государственное. Как раз наоборот: прилепить государственность к набирающей силу социально значимой мысли есть дело во многих случаях изученное, а вот дождаться, чтобы государство в современном его состоянии родило стоящую мысль – не получается. Достаточно сравнить теорию с практикой: «Для политического деятеля полезно уяснить себе следующее. Склонение людей к своей точке зрения с помощью отточенных навыков общения представляет собой ценность благодаря долговечности этого результата. Ценность политика, обладающего навыками общения, значительнее решительного рубаки или грубияна, выше знаний и ума, более развитого на фоне оппонентов. Юридическая или экономическая подготовка также являются вторичными параметрами для политика в сравнении с отработанными навыками общения».
Качество общения напрямую связано с качеством управления. В результате общения поступает информация об изменении ситуации в наблюдаемой области. Первичная оценка изменения всегда отражается возбуждением чувств, то есть концентрацией энергии, жизненной силы. Соответственно, объективно появляется потребность в распределении энергии возбуждения. Она даёт управленцу 4 варианта исхода: переложить груз проблемы на партнёра, начальника или подчинённого; переварить в себе (стерпеть или затаиться); безадресно выплеснуть с неконтролируемым возбуждением на людях; потратить энергию чувственной реакции на выработку рассудочного решения. Первые три варианта очевидно приводят к неизбежным отрицательным последствиям, и только четвёртый ведёт к контролю над развитием событий. Рассудочность – ещё один параметр качества управления. Случай перехода руководителя «в четвёртую позицию» говорит о высоких качествах его воспитания и самодисциплины.
Выработка рассудочного решения подразумевает распознавание причин, создавших ситуацию; классификацию их по известной методике; сверку тенденций с целевыми установками (обратная связь осуществляется по параметру «сначала прогнозирование, а затем изучение последствий: что способствует, а что противно ожиданиям»); выбор подходящих приёмов направленного влияния из арсенала психологии политической борьбы (ППБ). Форма донесения управляющего решения: где надо – убеждать; в иных случаях – создавать конфронтацию или, напротив, консолидацию, а в каких-то случаях обходиться прямыми указаниями. И всегда добиваться искомого результата согласно принятому управляющему решению. Если же «что-то пошло не так», то запускать процесс подготовки решения снова и по полной форме.
Рассмотрим в общих чертах процессное и ситуационное виды управления. Процессное управление ведает движением и состоянием общественной мысли, это управление мировоззренческим параметром развития общественных отношений. Оно есть свойство Власти, составляет смысл её существования и объект воздействия. Ситуационное управление или собственно Управление осуществляет (материальное) жизнеобеспечение всего и вся, а также оперативные мероприятия по обеспечению устойчивости общественных отношений.
И в том, и в другом случае источником силы являются отдельные или организованные в общества люди. Суть процессного управления можно представить как отслеживание постоянства и прочности связи Символа (Образа Будущего) с возникающими инициативными переменами на фоне изменчивости внешней среды. Инициативные перемены — это Идеи3. В качестве символа процессного управления можно принять Реку. Тогда её извивы – это отработанные идеи. Носители или гаранты постоянства в общественном сознании – Принципы4. Принцип для Реки – перепад высот между устьем и истоком. Третий «элемент» процессного управления – Связи. Связь Реки – это вода. Оперируя таким набором, Власть привносит в объект качество (достоинство) системы, то есть объективно существующего и самовоспроизводящегося в историческом времени явления. Системный взгляд на Реку – это изучение её бассейна, со всем его содержимым, притоками и истоками. Роль связей в процессном управлении исполняют Стратегии5. А вода в реках бывает в наше время разная: где зелёная, где питьевая, где вонючая и т.д.; какова стратегия власти, такова и вода в реке.
По ходу дела следует проверять прочность связей при обеспечении доступа к соответствующим ресурсам, расходуемым на поддержание устойчивости общего порядка вещей. Принципы рождают Интересы как средство своего распространения, прорастания в наступающем будущем; текущее представление интересов называется Целями. Выражать интересы есть привилегия (доверие и обязанность) и достоинство людей Власти. При этом следует понимать, что «человек власти» — это скорее писатель, чем ответственный распределитель бюджета. Успешные революционеры были или писателями, или «горланами, бунтарями», то есть репетиторами-пропагандистами. Это означает, что пока они были людьми власти, никаких «бюджетов» кроме партийной кассы в распоряжении у них не бывало.
Власть оформляется в основном сетевыми, реже – иерархическими структурами. Последние в пространстве отношений власти существуют эпизодически, исполняют сугубо вспомогательные роли. Достижение целей люди власти опосредованно через аппарат институтов государства или авторитаризма (научных школ, к примеру) делегируют структурам собственно Управления. Для структур собственно Управления как раз свойственно иерархическое устройство. В любом случае структуры собственно управления гораздо менее долговечны по отношению к внешней инициативе, срок их жизни определяется действием стратегий, направляющих и следящих за течением социальных процессов.
Структуры управления могут быть долговременными и краткосрочными (т.н. «проекты»), а также комбинированными, где комплексную цель отрабатывает долговременная структура (всегда – иерархия). При этом этапы или промежуточные цели отрабатывают краткосрочные иерархии или сетевые (общественные) образования. Долговременные структуры отличаются от краткосрочных наличием многоступенчатых целевых проектов. Например, к числу многоступенчатых проектов следует отнести начинания, когда научная проработка технологического комплекса совмещена по времени со строительством и проектированием его объектов, а также с НИОКР важного оборудования. Такие проекты на практике длятся лет 10, а потом ещё год-другой проходят стадию выхода на проектную мощность. Иерархии в виде отраслевых министерств и ведомств в возрасте, превышающем 20 лет, а также с окончанием экстенсивной фазы развития отраслей, скорее всего, порочны. К их числу отношу Минздрав, Минобраз, авторитарные АН (кто получил право распределять деньги, тот и прав) и, что-то подсказывает, что МО и МВД также тяготеют к загниванию. Не говоря о Минфине и ЦБ, которые давно плачут об их замене на ИИ.
Пример: раздача власти имперской периферии по мутному национальному признаку в 10-е годы ХХ столетия – было правильно с точки зрения тактики революционного процесса и совершенно ошибочно перенесено в стратегию строительства социалистических отношений. «Интернационализм» с окончанием горячей фазы Гражданской войны перешёл в разряд издержек революции в условиях, когда средневековые отношения оживились в пику развитым капиталистическим, которые были характерны для государственности Центральной России. Собственно говоря, «чистки» или как их трактует либерализм – «сталинские репрессии», – были вынужденным избавлением «коридоров» власти от этих самых издержек.
1) А.М. Зимичев Психология политической борьбы. – СПб.: Санта, 1993. – 160с.
2) теория системного анализа экономических и социально-экономических процессов на основе логико-лингвистического моделирования и прогнозирования (проф. Б.Л. Кукор, д.э.н.).
3) Идея – это осознанный, вербально оформленный соблазн, мотивирующий обновить знания или всякое иное устоявшееся положение вещей.
4) Принцип – это строго соблюдаемое условие поддержания порядка, существующего в пределах осознаваемых границ.
5) Стратегия – путь вождя, имеющий ориентиры в виде способов решения проблем, раздельно расписанных по функциям или власти, или управления.